<<На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
ЗАВТРАШНЕЙ
КНИГИ

<<Что такое студия «Корчак»?

Михаил Польский

ЖИЗНЬ ОДНА*
стихотворения 1988-2003

ОГЛАВЛЕНИЕ
СБОРНИК  "ЖИЗНЬ ОДНА (1988-2003)"
Новые стихотворения, появившиеся после сборника
Цикл Урок в студии "Корчак"
Переводы из Ури Цви Гринберга
Переводы из Аделины Кляйн

ПЕРЕВОДЫ С ИВРИТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Переводы с русского на иврит
Страница Михаила Польского на сайте Стихи.ру

Напишите автору!

К оглавлению раздела "Библиотека завтрашней книги"

Часть 4.  НЕВАЖНО, ГДЕ И КАК ЖИВЁШЬ ...
(стихи последних дней)

Первым моим иерусалимским
слушателям и вдохновителям
Мириам Мешель,
Сусанне Шендерович,
 Анатолию Шехтману,
Злате Зарецкой,
 Ларисе Розенкевич

Предисловие

В этом разделе - стихи, написанные в Иерусалиме в течении трёх с половиной лет, что живу здесь. Всё это время - война, третья мировая война, израильский участок которой называется "интифада". Все чувства, мысли, упования наши, во-первых, углублены аурой святого города Иерусалима, и, во-вторых, обострены постоянной военной опасностью и непредсказуемостью. Поневоле приходится писать так, чтобы не стыдно было перед нашей трехтысячелетней историей, да к тому же с ясным осознаием того, что каждое написанное слово может оказаться последним.

Семантически все мы в ситуации узников фашистского концлагеря Терезин, куда Гитлер согнал представителей еврейской интеллигенции со всей подвластной ему Европы, и где они в течении нескольких лет жили необычайно богатой общественной жизнью под домокловым мечём отправки в газовые камеры, и при этом создавали шедевры во всех доступных им областях искусства. Сегодня весь цивилизованный мир с глубочайшим интересом изучает этот еврейский опыт, как и  опыт Холокоста вообще, потому что, по-видимому, каждый разумный человек понимает, что в условиях нынешней мировой войны - все мы заложники положения  родственного терезинскому - безотносительно национальной принадлежности. И на переднем краю осмысления человеческого бытия в этой новой для мира (но не для евреев!) ситуации - Израиль, Иерусалим - город взрывающихся автобусов, супермаркетов и кафе.

Но можно семантику нашего бытия понимать значительно шире. Не мировая война номер такой-то, а просто Армагеддон - понятие вневременное и внепространственное.
"И если это вам открылось" - душа освобождается не только от столь привычных парадигм мира-свободы-равенства-братства-справедливости..., но даже, что и выговорить-то жутко: от веры-надежды-любви.
Что остаётся?
Да то, что в начале:
- Слушай Израиль! Господь Бог наш, Господь один.

(Из обсуждения этой подборки на сайте Стихи.ру:
http://www.stihi.ru/poems/2004/03/03-1413.html)

ОГЛАВЛЕНИЕ

- Моим родным
- Эх, хорошо...
- Я родился в камере смертников
- ОДИННАДЦАТИСТИШИЯ
- Эта тема - о душе
- "Кто сей народ?"
- Стихи из спектакля по пьесе Р.Тагора "Почта" в иерусалимской студии "Корчак"
1. Вступление
2. Финал
- Александр Исаич, пой...
- ***("Я буду пить...")
- Неважно, где и как живёшь...
- Анатолию Шехтману
- КОЛ НИДРЕЙ

Эти стихотворении в исполнении
автора можно послушать здесь.

Моим родным

Мне чудится за времени завесой
день нашей встречи ещё в этом мире.
Совсем одни, без ангелов и бесов
мы соберёмся в маленькой квартире.

А за окном жара, а, может, слякоть,
ночь или день – неважно. Мы собрались,
чтоб думать, говорить, молчать и плакать,
любить, любить, как прежде не решались.

Чтоб ни случилось – мы родные люди.
Хамсин* обнимет вас в Бен-Гурионе*.

...понять – простить,
простить – коснуться сути...

Здесь в тот же день
без лишних церемоний
хоронят.

*Хамсин - жара с песчаной бурей
*Бен-Гурион - международный аэропорт в Израиле

К оглавлению

Эх, хорошо...
(шутка)

Эх, хорошо в стране российской жить!
Эх, хорошо в стране немецкой жить!
Эх, хорошо в стране еврейской жить!
Зло забыть и сразу всех любить, всех любить!

«Бокер тов!*» говорить на рассвете,
«Гуте нахт!*» говорить перед сном.
Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской петь!
Эх, хорошо в стране немецкой петь!
Эх, хорошо в стране еврейской петь!
Никому плохого не хотеть, не хотеть!
Мерять землю решительным шагом,
Не вступать в пререканья с Творцом.

Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской спать!
Эх, хорошо в стране немецкой спать!
Эх, хорошо в стране еврейской спать!
Ведь везде есть крыша и кровать, и кровать!
Всё, что нужно, конечно, получим,
Целый мир нам приветливый дом.

Знай один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

29.05.01

*Бокер тов! - С добрым утром (иврит)
*Гуте нахт! - Спокойной ночи (немецкий)

К оглавлению

Я родился в камере смертников
(шутка)

Я родился в камере смертников.
Приговор уже оглашён,
но почему-то отложено его исполнение,
срока же мне не узнать никогда,
и помилование невозможно…
И вот
я жадно ловлю любые мнения
чтобы понять, за что меня приговорили.

Потому что, если это сон,
а казнь есть пробуждение –
это, допустим, да…
Или…
если наоборот…
это так сложно…

Я хочу узнать, кто был прокурором того суда?
Неужели
не было у меня защитников-советников…

Но за девять месяцев до моего рождения в апреле
состоялся другой суд,
по решению которого я
родился
в камере смертников.
Уж его-то состав мне известен точно.
Но что тут,
что там –
по крайней мере,
дали бы мне хоть адвоката!

Но, пока я над этим бился,
тоже самое сделал сам.
И вот уже по камере ходят приговорённые мной заочно
к жизни
и смотрят на меня, как на ката*.

31.12.01

*кат - палач

К оглавлению

ОДИННАДЦАТИСТИШИЯ*
Памяти жертв террористической атаки на Америку 11 сентября 2001 г.

Если мы не думаем о Боге,
если мы не состоим в вечном с Ним диалоге,
если мы считаем себя ничтожной
пылинкой, затерянной во вселенной,
живущей только затем, чтоб выжить –
чтоб родить другой такой же кусочек сора,
который – верится нам – от страха
перед собственной старостью
будет опекать нашу старость –
значит, нам нужна надёжная в жизни опора,
чтобы эта наша история продолжалась.

Если то, что мы знаем о Смерти –
это: уснёшь и снов в этом сне не будет,
и какие там ангелы, и какие там к чёрту черти,
и что там за суд, что истлевшие кости судит…
Если ясно, что Смерть не имеет вида,
но она вездесуща и плодовита,
и всегда так было, и будет вечно
меч подвешен её – равнодушный зритель
унижений наших, обид, страданий…
Значит нам необходим покровитель,
чтоб продлить упоение существованьем.

Если нет нам дела до вечной жизни
и приход наш в мир – как и мир – случаен,
а что есть Случай? – от этой мысли
чур меня, чур, чтоб не впасть в отчаяние…
И мы, ощущая свою ничтожность,
думаем, что в мире этом
(Случай допускает любую возможность)
был рождён Посредник меж тьмой и светом,
то есть, между Смертью и Случаем и нами,
и мы назначаем дерево или камень
вечно напоминать о Посреднике этом…

Да и рядом с нами всегда найдётся
верный наследник того Посредника.
Он объяснит, ради чего наше сердце бьётся,
он объяснит, кто враги наследника.
Убивайте евреев и американцев!
Смерть им! Последний их пробил час!
Настигайте, губите по всем дорогам!
Невозможно иначе.
Ведь может статься,
правнуки наши узнают от них о нас,
а, значит,

о нашем трусливом отказе
от личного диалога с Богом.

11.09.01 – 22.09.01

*Вместо послесловия
"... Мне кажется, здесь не место для продолжения дисскуссий типа "есть ли Бог". Сойдёмся на том, что в языке - любом - есть такое понятие. То есть понятие это как бы объединяет все языки, т.е. все народы, в том смысле, что ни один из них обойтись без него не может. А чтО оно отражает в реальности - трактовок море и на уровне религй-народов и на уровне отдельных людей. Когда человек вырастает из коротких штанишек "научного атеизма" главным для него становится определиться в этом море трактовок. Тут на него набрасывается масса доброхотов "посредников" и "наследников посредников". Это именно они отправляют людей на самоубийство, ради убийства "неверных" себе. Именно себе, а не Богу. Нет ни малейшего сомнения, что воли Божией на разрушение небоскрёбов самолётами НЕ БЫЛО, НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!
Вот эту мысль я и хотел донести."
Из обсуждения этого стихотворения на сайте "Стихи.ру":

http://www.stihi.ru/poems/2003/09/08-322.html

К оглавлению

Эта тема - о душе
(Из цикла «Урок в студии “Корчак”»)

«Душа по природе своей язычница».
«Душа по природе своей христианка».
«Душа по природе своей мусульманка».
Философские мнения.


Эта тема – о душе –
разработана уже.
Для поэта хороша
тема: кто она, душа?

Каждый хочет разобраться,
суть открыть – себя понять.
Сотни лет слова роятся,
сотни лет стихи плодятся,
но души не исчерпать.

Что же делать, как же быть,
чтобы душу обнажить?
Вот бы нам её пощупать,
разглядеть да разложить…

Если мы чего не знаем –
мы не станем унывать.
Просто слово назначаем
на вопросы отвечать.

Потому дано нам всем
наше имя, то есть, «шем».
А душа-то – «нешамА»,
имя – суть души сама.
То же, что и «дам» адАма,
И «адАм» для «адамА».

Мы закончили урок.
Мы выходим за порог.
А над нами синь – шамАим,
солнце – шЭмеш – жар и свет.
А вокруг – ЙерушалАим.
Вот вам, братцы, и ответ.

иврит-русский словарь
шем – имя
нешамА – душа
дам – кровь
адАм – человек
адамА – земля
шамАим – небо
шЭмеш – солнце

К оглавлению

Стихи из спектакля по пьесе Р.Тагора "Почта" в иерусалимской студии "Корчак"
(подробнее см. http://www.stihi.ru/poems/2003/02/20-845.html - текст,
http://www.jerusalem-korczak-home.com/post/post.html - постановка)
 

1. Вступление

Доктор Корчак, дорогой,
Мы с тобой давно знакомы.
Не выходишь ты из дома,
Я не знаю адрес твой.

Но с тобою говорить
Мне легко, ты это знаешь -
я мечтаю, ты мечтаешь,
без мечты нам не прожить.

А в мечте ты можешь сам
быть факиром, почтальоном,
птицей, только не учёным,
что не верит чудесам.

«Не вставай!», «Окно закрой!»...
Почему душе так тесно
в этом мире? Ей известна
жизнь другая? Мир другой?

Значит память старше нас,
и душа, конечно, старше
тела своего, и наши
горести исчезнут враз
с появлением Его.

Кто Он? Смерть? Раджа? Мессия?
Каждому своё? Какие
очи будут у него?

Доктор Корчак, ты Раджа
для сирот. Сквозь газ, сквозь нечисть
ты ведёшь нас.
Здравствуй, вечность.
Узнаёшь свой дом, душа?

2. Финал

Когда часы судьбы пробили,
плоть наша превратилась в дым.
Мы вышли. Нас переселили
в небесный Иерусалим.

Смерть - Моисей, когда свободу
даёт нам смерть. Прощай, галут.
И приложились мы к народу,
в котором праотцы живут.

Удобрить нашими телами
сады и нивы - кто посмел?!
Европа вскормлена плодами
из наших тел, из наших тел...

Идоложертвенным питаться
Бог запретил. Запрет суров.
Жизнь может сладкою казаться,
как сладковата наша кровь.

Но вы - вы знаете наверно:
Израиль, Иерусалим...
Лишь здесь дыхание кошерно,
лишь здесь живя, мы не грешим
тем, что живём. Поскольку кровью
ни хлеб не пахнет, ни вода.

Мы с вами здесь.
И мы с любовью
глядим на ваши города.

К оглавлению

"Кто сей народ?"
(Из цикла «Урок в студии “Корчак”»)

"Кто сей народ?"
А.Пушкин

Почему еврей свободен
И свободен от чего?
И кому он неугоден?
И любезен для кого?

Почему его так любят,
Но, когда придёт пора,
Проклинают, гонят, губят
Столь любимого вчера?

Здравой логике в угоду
Понимают, может быть –
Истребить его породу,
Что природу истребить.

Почему? Обожествленьем
Каждый день из века в век
Убивается творенье
И страдает человек.

Почему еврей свободен,
Жив всегда и жив везде?
Он-то служит не природе,
Не любимому себе.

А на что его опора
Ясно даже для ребят:
Мать его, известно, Тора,
А Отец незрим и свят.

В этом суть его свободы,
Несмотря на мор и стон.
Все народы от природы,
А природа – это он.

Лето 2001

К оглавлению

 Александр Исаич, пой...

Александр Исаич, пой:
«Жили вместе жид и гой».
Не заменишь водкой Тору –
вот припев из песни той.

Книга жалоб и обид
«Жили вместе гой и жид».
Не заменишь водку Торой –
эпилог её гласит.

Александр Исаич, спой –
Вот тебе мотив другой:
«Крест и водка: поиск бога».
И уйди, как Лев Толстой.

30.10.2001

К оглавлению

***
«Да, и такой, моя Россия…»
Александр Блок


«Я буду пить, как и пила
И жрать детей своих.
Я их случайно родила,
Я не хотела их.

И вот –
В мой безысходный ад,
В безумную тоску,
На вечный холод, мрак и смрад
Усердно волоку,
Тащу прикованных ко мне
Рождением. Я – мать!
В моём вине, в моём дерьме
Хочу их целовать!

А вы,
Барахтались ли вы
Средь нечистот своих?
Мой голод утолит, увы,
Лишь плоть детей моих,
Плоть ангелов…

Вот месть моя
Тебе Судья судей:
Ты отвернулся от меня,
Дарующий детей.
Я их в заложники взяла,
Теперь они мои.
Я жру их судьбы и тела…

А ну-ка прояви
Свою всемилость:
Их любя,
Меня останови.
Не хочешь?

Значит, без Тебя
На их родной крови
Я мавзолей построю свой
Похлеще пирамид.
Я заменю Тебя собой.
Я одолею стыд.

Твой мир заменит мой мирок.
Не будет ничего –
Лишь мироздание у ног
Бесстыдства моего»

О, Господи! Я сын её.
Моление моё:
Увидь её. Услышь её.
Останови её.

28.03.2002

К оглавлению

Не важно, где и как живёшь...

Не важно, где и как живёшь,
а важно, где и как умрешь.
Но не найти среди живых,
кто смерть свою постиг.

С таким сознаньем трудно жить,
когда вокруг тебя враги
и жизни так непрочна нить,
и в будущем ни зги…

Но можно всё переменить.
Взять жизнь свою своей рукой.
Назначить час последний свой.
С собою прихватить

врагов, чья жизнь сплошной разврат,
а их убийца – свят!

И этот твой последний бой
восславят толпы упырей,
что в злобе бешеной своей
выходят на таран

той жизни, где честней всего,
не зная часа своего,
знать, что последний выдох твой
не для проклятья дан.

13.05.02

К оглавлению

Анатолию Шехтману

Здравствуй, Толя, говорю,
ЗДРАВСТВУЙ, ТОЛЯ!
Как я рад, что наши встречти нередки.
Одного с тобой мы ягодки поля,
где почили наши общие предки.

Кто в овраге, кто в яру, а кто в братской
неизвестной многослойной могиле...
Мы остались с этой памятью адской
и вопросом:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Той Германии капут и Союзу,
жизнь империй не длинней человечьей.
Время сбрасывает их как обузу,
лечит память, совесть бедную лечит.

Забываются обиды, печали,
как любили нас и как не любили.
Открываются безбрежные дали...
Остаётся:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Говорят, Всевышний дышит любовью,
Сам на крест взошёл и вот - люди святы.
Чей же грех искуплен
ЭТОЮ
кровью?
Может, Каинов?
И НЕТ ВИНОВАТЫХ?!

Не поэтому ли - дальше ли, ближе
за "спасение души" платят нами...
Так храни же, Толя Шехтман, храни же
память тех, кто в виде свечек не ставит

перед Богом
крематориев трубы.
Среди русских ли, арабов ли, немцев -
где мы любы?
Как мы можем быть любы,
если в сердце
БЕЗЫСХОДНЫЙ ОСВЕНЦИМ?!

Мир всё тот же - не добрее, не краше -
перепуганый всё тем же кошмаром...
Зацветает поле памяти нашей,
и над ним звучит набатом,
шофаром:

СМЕРТЬ НЕ ВЛАСТНА
НЕ ДАНА СМЕРТИ ВОЛЯ
СЛОВО БУДИТ
РАСПРЯМЛЯЕТ
СПАСАЕТ
БУДОРАЖИТ
ЖЖЁТ
КАЗНИТ
ВОСКРЕШАЕТ

Здравствуй, Толя...

20.10.03

К оглавлению

КОЛ НИДРЕЙ

«Когда неясен грех, дороже нет вины …»
Иван Жданов.
 

"כָּל נִדְרֵי וֶאֱסָרֵי וּשְׁבוּעֵי וַחֲרָמֵי וְקוֹנָמֵי וּקְנָסֵי וְכִינּוּיֵי, דְּאִנְדֵרְנָא, וּדְאִשְׁתַבַּעְנָא, וּדְאַחֲרִימְנָא, וּדְאָסִרְנָא עַל נַפְשָׁתָנָא, ... בְּכֻלְּהוֹן אִיחֲרַטְנָא בְהוֹן, כֻּלְּהוֹן יְהוּן שָׁרָן, שְׁבִיקִין, שְּבִיתִין, בְּטֵלִין וּמְבֻטָּלִין, לָא שְׁרִירִין וְלָא קֵיָמִין. נִדְרָא לָא נִדְרֵי, וֶאֱסָרָנָא לָא אֱסָרֵי, וּשְׁבוּעָתָנָא לָא שְׁבוּעוֹת."
"כָּל נִדְרֵי"

(Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары и разновидности их, которые мы наложили на себя … - во всех них я раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, необязывающи и недействительны.
Обеты наши да не будут обетами,
зароки – зароками,
клятвы – клятвами.
«Кол нидрей*»)

…а что зависит от желаний
и дарований? Ничего.
Но всё – от Божьих наказаний
и милосердия Его.

И если это вам открылось,
Над вами власти не возьмёт
ни чья-то милость иль немилость,
ни общих мнений оборот,
которыми полна эпоха,
в которую живёте вы…

У вас теперь своя дорога
не всем понятная, увы.

Не за желанья и стремленья –
хотел чего-то, но не смог –
но лишь за идолотворенье
казнит всемилостивый Бог.

Нам не всегда хватает света.
Мы лжем себе и лжем другим…

За все обеты и запреты,
поспешных обещаний дым,
за то, что идолов творили
себя а не Тебя любя,
из собственных фантазий или
из заблуждений – из себя,
за слов бездумное теченье,
за этот миг, за этот стих
прости меня, и поколенье,
и предков-пращуров моих.

Есть грех. Есть стыд. Не надо боле
Вины-обиды… Ты и я.
О, Господи, да будет воля
Твоя. Твоя, а не моя.

25.12.01

*Кол нидрей - все обеты (покаянная молитва, иврит)

К оглавлению

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ "ЖИЗНЬ ОДНА":

ПРЕДИСЛОВИЕ 2001 ГОДА

Часть 1. Зиновий Каменев. ИСПОВЕДЬ ПОЭТА-СПЕКУЛЯНТА

Часть 2. ИЗБРАННЫЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Часть 3. ЖИЗНЬ ОДНА

Часть 4. НЕВАЖНО, ГДЕ И КАК ЖИВЁШЬ...
(стихи последних дней)

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня