<<На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
ЗАВТРАШНЕЙ
КНИГИ

<<Что такое студия «Корчак»?

Михаил Польский

 ОГЛАВЛЕНИЕ
СБОРНИК  "ЖИЗНЬ ОДНА (1988-2003)"
Новые стихотворения, появившиеся после сборника

Цикл Урок в студии "Корчак"
Переводы из Ури Цви Гринберга
Переводы из Аделины Кляйн

ПЕРЕВОДЫ С ИВРИТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Переводы с русского на иврит
Страница Михаила Польского на сайте Стихи.ру

Напишите автору!

К оглавлению раздела "Библиотека завтрашней книги"

 

ОГРАВЛЕНИЕ

Иудейский хуторок

Бедное Сердце...

Сусанне Шендерович-Сапожниковой

Коэлет-Калита

Марку Азову

Вдогонку Арафату

Прошу тебя, пуля...

Давид!

Мой кадИш ятОм

Дети, погибшие в Беслане

Ложь

Иерусалимский реквием

Бен-Галуту

Бог хранит каждого еврея

Эти стихотворении в исполнении
автора можно послушать здесь.

К оглавлению


ИУДЕЙСКИЙ ХУТОРОК

За селом на горе восхитительный вид:
За селом на горе хуторочек стоит.

Два сарайчика там, синагога в одном,
молодая вдова-хуторянка в другом.

Раз на хутор забрёл ешиботник Давид
На вечерней заре прочитать аравит.

На заставе Моше службу кончил и вот
к хуторянке-вдове отдохнуть он идёт.

А торговец Ицхак не спешит он домой
Разложил пред вдовой свой товар дорогой.

Час прошёл - хуторок лунным светом залит
В синагоге миньян говорит аравит.

Там Давид и Моше, там и Зеэв и Шай,
Молодая вдова, хоть кого выбирай!

Дружно взялся миньян по утру за дела -
Лес зелёный шумит, где пустыня была.

Вот Ицхак под хупой с молодою вдовой
и ломятся столы в синагоге большой.

И с тех пор хуторок превратился в село -
Там молитва и труд и рожают зело!

:)

Кому интересно может сравнить с исходным текстом А.Кольцова.
Действительно, интересно.
http://www.karaoke.ru/catalog/song/2161 

Кто бы спел...
 

К оглавлению

Бедное Сердце...

Басня.
(Памятка для переговорщиков о разделе Иерусалима)

Руки, Голова и Зад
собрались и говорят.

Голова: у нас, ребятки,
что-то Сердце не в порядке.
Ни секунды не стоит -
бьётся, мается, стучит...

Господа, - вмешались Руки, -
днём ночью эти муки.
Так не может длиться впредь.
Надо Сердце пожалеть.

Зад сказал: согласен, братцы,
мы должны за Сердце взяться.
Вот и я покою рад:
не всегда ж на мне сидят...

Голова сказала дельно:
дело в том, что Сердце цельно.
Сколько Рук? конечно две.
Мозг поделен в голове...

Зад поддакнул: Я ведь тож -
Потому на Мозг похож.
Значит, так тому и быть.
Надо Сердце разделить.

Обсудили, утвердили,
тут же Сердце разделили...
И теперь не знают мук,
потому что всем - каюк.

Также Иерусалим.
Почему он неделим?
Самый правильный резон:
Сердце всей планеты он.

Что Америка, Европа,
Русь, Китай? мозги и попа,
руки, ноги, прочий член...
Только Сердцу нет замен.

Бьётся, бьётся, всех тревожит...
Заменить его не может
ни один и ни одна -
орган, нация, страна.

Так, что если кто-то впредь
Скажет - Сердце пожалеть,
будь ковбой он или шмулик,
будь уверен – это жулик.

Сердцу – биться! Неделим
вечный Иерусалим!

15.02.2008

К оглавлению

Сусанне Шендерович-Сапожниковой

"Из наслаждений жизни
одной любви музыка уступает;
но и любовь – мелодия…"
А.Пушкин (устами Моцарта)


О, музыки блаженные высоты!
К прекрасному и вечному стремясь,
мы с нею, опьянясь подобно Лоту,
вовлечены в отчаянную связь...

Храм музыки для нас был отраженьем
святого Храма, что от глаз далёк.
Был Шендерович там – первосвященник
и с ним Сусанна – царственный цветок.

Что наша жизнь? Забот и огорчений
печальный свиток, перечень причин…
А в бедном списке благ и наслаждений,
стоит любовь под номером один,

и музыка во след… Но нам придётся
подправить список этот. Уточним:
пусть музыка на месте остаётся,
но на вершине – Иерусалим.

Любовь не цель и музыка не цель,
но средство в одолении преград
к вершинам, где звучит "Шма ИсраЭль!",
где раздаётся "адонАй эхАд ..." –

к мелодии последних откровений
в симфонии звучащей непрестанно
под небом Иудеи...

Оттого

блажен в ней растворившийся Евгений,
блаженна нимфа музыки – Сусанна –
изысканна, нежна, благоуханна –
связь между нашим миром и – его...


18.09.2005

К оглавлению

Коэлет-Калита

Стишки к началу "силовой
опрерации" по выселению
иудеев иудеями из Иудейской пустыни
(из цикла "Урок в студии Корчак")

Был в России Калита.
Есть у нас мисрад клита*.
И слова похожи эти,
безусловно, неспроста.

Ваня земли собирал,
тем Россию создавал,
даже если не хотели,
приходил и силой брал.

По простейшей из наук -
сильный слабому - не друг.
Только портят всё евреи -
их не впишешь в этот круг.

Сколько б Шейлок ни кричал,
что он также слаб и мал -
славный малый там Антоний,
Шейлок - скряга и нахал.

И чему отец-Шекспир
научил крещёный мир?
Отбиранью у евреев
денег, дочек и кварир.

Ну-ка дружно! Ну-ка враз!
Ну-ка всех евреев в газ!
Только что-то помешало
в этот, как и в прошлый раз.

Не выходит - не беда.
Убирайтесь, господа,
не в могилу, так в Израиль -
в землю "мира и труда".

Ипугался мир-олам,
от того, что сделал сам.
крышу дать и дать работу -
ведь они построят Храм!

Допустить сие - бушА*!
Опоганится душа...
А пошлём-ка лучше Буша,
купит их за два гроша.

Буша слушает Шарон,
и твердит как попка он -
деньги - лучшее лекарство
для враждующих сторон.

Чтоб не маяться врагу
обращаем на бегу
Иудею в Палестину
а Всевышнего - в Ягу.

Что Израиль? Третий Храм?!
Кто сказал? Не стыдно вам?
Что, арабы вам не братья?!
Этим Храм, а тем - вигвам?!

Эти хитрые жиды -
понаехали сюды
обижать простых арабов,
оставлять их без воды...

И арабам надо дать,
чтобы уровень поднять,
а то скоро средь арабов
будет прочих не видать.

Вложим деньги в наглецов
чтоб они в конце концов
взялись таки за евреев,
вместо наших Близнецов.

А евреи? Те пойдут
как бараны в "итнаткут*" -
каждый раз - сначало гетто,
а потом уже капут.

Был Коэлет - Соломон,
собирал евреев он.
Только, видно, зря старался.
Вот и третий Храм - на слом...

------------------
*мисрАд клитА - министерство абсорбции
*бушА - позор
*итнаткУт - "одностороннее отделение",  т.е. современное гетто.
*КоЭлет - Экклезиаст - псевдоним царя Соломона

17.08.2005

К оглавлению

Марку Азову
(к 80-летию)

Все забыто, шито-крыто,
Вся страна пьяным пьяна...
И поэзия убита,
И окончилась война.

Марк Азов. 1945 год.

1.

Аман* на Амана войною пошёл,
Жидов истребляя по-свойски.
И Марк на Амана с Аманом пошёл,
Его защищая геройски.

Аман провалился. Аман победил
И взялся за тех, что Аман не добил...

Что делать при этом еврею?
Попал он как Лот в Лотерею*...

О, мир! Наконец-то закончился бой -
Привет колбасе и поллитре!
Маркуша смеётся, Маркуша живой,
И краски его на палитре
Не кровь источают, а клюквенный сок,
Чтоб ржачка до колик стояла -
Чтоб знали, повсюду влачащие срок,
О том, что война миновала.

Но это неправда, войны не унять,
Она продолжает людей истреблять –
горящий торфяник болото –
И нет от неё антидота,
Прививки, заклятья, защиты...
Поэзии...
Все перебиты.

2.

Марк, спрошу тебя не по секрету
Думал ли об этом ты когда-то:
Памятник безвестному солдату
Есть. Но где же памятник поэту
Безымянному? Солдат для боя –
Пал героем – вот она победа.
Только мира нет, и люди строем
продолжают...
Значит, нет поэта.

Значит мир неведом и не нужен –
И неизлечима эта рана.
Это значит – весь народ контужен
И опять не может без Амана.

И опять поэзию меняет
На марак* "народная элита".
Разве что жирнее заправляет...

Но мы видим - из Нацрат-Элита*
Марк  выходит и выводит Слово,
Слово необъятное как небо,
При котором новое – не ново,
Старше мира, а не то что – хлеба.

В этом назначение поэта –
Врачевать от рабства рецидива
Свой народ.
Да зреет вечно нива,
Что возделал Марк из Назарета.

15.05.05

*Аман - библейский архетип злодея, стремящегося уничтожить евреев. Обречён на позорную гибель.
*См. историю Лота в ТАНАХе или хотя бы здесь: http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s20/a002020.shtml
*марАк - похлёбка, на которую Эсав променял первородство.
*НацрАт-ЭлИт - Верхний Назарет - город в Галилее, где проживает Марк Азов.
 

К оглавлению

Вдогонку Арафату

Литератору, озабоченному судьбой
«тонкой прослойки палестинской интеллигенции»



Палестинская интеллигенция?
А кто это?

Люди, пишущие учебники
и преподающие в школах
и университетах –
это ли не интеллигенты?

Но они пишут учебники погрома,
преподают ненависть
на всех факультетах.

Их студенты,
смертельным зудом томимы,
даже не дотянув до диплома,
превращаются в ходячие мины.

Это о них болит Ваше сердце?

Лауреат Нобелевской премии мира -
это ли не интеллигенция?

Но сегодня, когда он в коме,
мир расколот в своих молитвах:
одни молят
о продлении его жизни –
как о погроме,
как о продлении пролития
еврейской крови.

Другие молят:
«Твоя воля.
Приберёшь или оставишь -
мы не в обиде,
не станем спорить,
куда он денется.

Всё равно скажет о нём потомок:

«Он захлебнулся злобой, как рвотой –
достойный член
им же изнасилованного народа,
способного на мерзость,
небывалую в истории -
завёртывание собственных младенцев
в пояса шахидов
взамен
пелёнок».

06.11.04
 

К оглавлению

Прошу тебя, пуля...

Анатолию Алексину

"…Я никому не желаю зла.
Не умею.
Не знаю, как это делается…"
Януш Корчак


Мы дети детей, уцелевших в Холокосте.
Мы родители детей и внуков,
переживших или не переживших
Дельфинариум и Беслан.
Мы в этом мире не какие-нибудь случайные гости,
и поэтому нет в нас ненависти
к бешеным псам.

Ибо месть ослепляет, а от ненависти трясутся руки -
цель не увидишь чётко, да и собъёшь прицел.
Бешеные собаки готовы к смерти и муке,
ради смерти и муки тех, кто уцелел

в Холокосте, Дельфинариуме и Беслане.

Опоясывая тротиллом детей своих,
они любят смерть больше жизни под одним небом с нами.
Наша ненависть не остановит их.

Прошу тебя, пуля, не будь дура,
защити ребёнка от нечеловеческих бед.

Будь строгой:

за тобой - история, религия и культура,
пред тобой - ненависть, месть и кровавый навет

на Бога.

26.10.04

К оглавлению

Давид!

Георгию и Анне Польским

Он в колыбельке сопит.
День по-осеннему ярок.
Наш ему царский подарок
Древнее имя Давид.

Хоть не привыкла гортань
К царского имени звукам,
Снова дают его внукам.
Древнее имя, восстань!

Вот откликается он.
Долго держали нас в страхе.
Тлеют в яру и в овраге
Яков, Давид, Соломон...

Имя – что сделаешь с ним?
Имя – душа человека.
И оживает как эхо
Плачей, псалмов-теилим*.

Здаравствуй, младенец Давид! –
Папа тебе говорит.
Здравствуй, Давидушка милый –
Мама целует сынка.
Здравствуй, Давидка! Крепка
Имени светлого сила,
Та, что поэтов плодила,
И зазвучали века!

Ныне и присно – ты прав.
Имя найдётся ль нежнее,
Радость найдётся ль полнее,
Песня найдётся ль звончее:

«Славься!
Убит Голиаф!»


* теилИм – псалмы (иврит)

К оглавлению

Мой кадИш ятОм

Его отец погиб в Холокосте
и некому было передать ему слово Торы.
Он не хотел ни чему учиться
там, где рабы рабов обучали рабству,
но к концу жизни сумел заработать
крышу над головой – впервые
за двести лет проживания его рода
на чужой, ненужной ему земле,

где он никогда в жизни
не произнёс ни одного матерного слова.

Душа его плакала от сиротства
в окружении таких же нищих,
самих себя приносящих в жертву
идолам насилия и вечного «завтра»,
и он пил самую дешёвую водку,
пытаясь с ними срастись воедино,
убивая этим свою душу,
а срастись никак не получалось...

Ведь он никогда в жизни
не произнёс ни одного матерного слова.

Он был безразличен к собственным детям,
вспоминая о них только с порога,
на котором стоял, качаясь...
И тогда они бежали из дома.
Трезвым он их просто стыдился,
поскольку не мог дать то, что ему не дали -
знания о Всевышнем и Торе.
Впрочем, он не умел даже думать об этом.

Но он никогда в жизни
не произнёс ни одного матерного слова.

Боже, прими в Свою обитель
и эту – не знавшую Тебя – еврейскую душу,
упокой её в райских Твоих пределах
вместе с праотцами Твоего народа
и верни к жизни в Твоём Новом Царстве
среди душ, возрождённых Тобой из мертвых –
соверши недоступную для людей справедливость,
без него Израиль не будет полон –

он никогда, никогда в жизни
не произнёс ни одного матерного слова.

24.09.04, йом кипур


* кадИш ятОм – молитва сироты (иврит)

К оглавлению

Дети, погибшие в Беслане

Кровавое месиво, вонь и вой,
пули в детские спины...

Это не Холокост, там евреев нет.
Молох, признающий кровь
только невинных жертв -
он сажает на мины

 Россию.

 Ей не выкрутиться.
Он жаждет воли.
 
Но –

государство, построенное на детской крОви,
убеждено,
 что только детская кровь – строительница.
 
Такая Чечня жалеть не станет:
неверным любого роста
не сносить головы
на всём белом свете.

Дети, погибшие в Беслане -
пали смертью детей Холокоста.

Увы...

Это наши дети.

04.09.04
 

К оглавлению

ЛОЖЬ

«Мне было семь лет, и я отлично знал, что я еврей, но сказал библиотекарше, что не знаю» 

Иосиф Бродский
«Меньше чем единица»
 

В семь лет читал никого не хуже.
В библиотеку пришёл за книжкой,
и там, конечно, меня спросили:
«Ты русский или
украинец?»

Тут сердце пустилось в такой танец,
и я испытал такой ужас,
какого никогда
прежде
не знал.

 Представьте: шпион,
всю жизнь проживший
в чужой стране,
где все его знают
под чужим именем,
давно забывший,
что имя не его
и страна чужая... 

И вот однажды в библиотеке
библиотекарша, глянув мельком,
произнесла его ТО имя
и посмотрела самодовольно...

Он обмер.
Это-
провал. 

Я провалился, когда родился.
В то время «дело врачей» гремело,
но мама первенца так хотела -
и я родился -

десантник, падающий в засаду,
под чёрным куполом парашюта... 

Их было следом
двеннадцать кряду,
десант -
двенадцать комочков чуда.
Я врать не буду.
Их мать не выпустила из матки. 

Я покраснел и сказал:
«Не знаю».
Она сказала:
«Спроси у мамы», -
но было видно, что ей приятно,
поскольку лично она
в прорядке. 

И я пошёл и сказал.
А мама -
а мама плакала, умоляя:
«Прости, прости,
не хватило духу...
Ты первым был,
ты ночами снился...
за ложь твою
за позор,
за муку... 

Была слаба я
и ты
родился». 

14.08.04

К оглавлению
 

Иерусалимский реквием

 Александру Р.

Они ушли.
Нет для них боле
ни слёз, ни муки,
ни наших печалей…

Поверьте:

они причастились Истины
через Иерусалим.

Зная смерть во всех её видах,
даже сами на себя налагая руки -

поверьте:

они причастились Истины
через Иерусалим.

Ибо, какой смысл в боли
и смерти,
если - далёк от закона -
в последний свой выдох
не вкладываешь «Шма Исраэль*»?

... они причастились Истины
через Иерусалим.

Они пали как солдаты Всевышнего
в битвах Армагеддона.

Души их, словно ангелы, перед Ним.

Этим наша жизнь осмыслена.
Этим наша смерть осмыслена:
мы обретаем Истину

через Иерусалим.

 20.09.04

*«Шма Исраэль» "Слушай Израиль" - начало еврейского "символа веры" - первой заповеди единобожия.

К оглавлению

Бен-Галуту
(на стихотворение "День 7 ноября" 
http://www.stihi.ru/poems/2003/11/07-1161.html)

Что там было, как там было
мы теперь не разберём.
Власть коммуну получила
в наказанье за погром. 

Что Россия, что Мицраим -
были есть и будут есть.
Мы истории не занаем,
мы история и есть.

К оглавлению

Бог хранит каждого еврея
(шутка) 

Бог хранит каждого еврея
Не больше, чем любого человека,
и чем, вообще, природу.

Но Бог-ревнитель харанит со страстью
избранный Свой народ.

Чтобы почувствовать Его опеку,
(жить тогда станет веселее!)
надо почувствовать себя частью
Его народа.

Вперёд!
:)

К оглавлению

 

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня