На главную Репетируем "ХОГВАРТС-ЭКСПРЕСС" Галерея рисунков к нашим спектаклям Что такое студия "Корчак"?

<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "Джоан Роулинг и все-все-все..."

24.05.2006 16:10
 
Что влекут за собой фильмы. От "Звездных войн" до "Кода Да Винчи"
 

"Код Да Винчи", пожалуй, не стал тем шедевром, которого ожидали и публика, и критики, но не стать сенсацией нашумевшая экранизация Дэна Брауна никак не могла по умолчанию. Этому способствовали и всевозможные запреты всевозможных организаций, и вечно выигрышная религиозная тематика, и собственно, грамотный маркетинг и ПР-кампания Дэна Брауна, благодаря чему не новая в историческом плане тема и простоватый стиль написания принесли авторы многомиллионные гонорары, славу и толпы поклонников.

Режиссеру Рону Ховарду точно перепадет только одна частица успеха Брауна - огромные кассовые сборы в кинотеатрах, плюс сладость от эффекта "запретного плода" (фильм не преминули объявить ересью все уважающие себя святые отцы и т.д.), из-за чего Ховард в принципе становится культовой фигурой. Как до этого стали и Мартин Скорсезе с "Последним искушением Христа", и в какой-то мере Мел Гибсон с кровавыми "Страстями Христовыми". С другой стороны, Ховарду теперь куда легче идти по стопам спекуляции на религиозные темы: кинотеатры никто не закидает коктейлями Молотова, а возмущение духовенства стало, скорее всего, данью сложившейся традиции, за которую и отвечать обычно не приходится. Отчего кажется, что и сами блюстители церковного порядка тайком пересматривают неугодные фильмы, посмеиваясь над шуткой или восхищаясь находками режиссеров.

Лучшая реклама - церковный запрет

В 1988 году, когда фильм Скорсезе "Последнее искушение Христа" вышел на экраны, у нас только начинали смотреть "Звездные войны" (кстати, о них - ниже) в видеосалонах, и многие кинотеатры в США поспешили объявить содержание фильма о нелегкой жизни Мессии сплошной порнографией, а впоследствии высказать свое недовольство искаженными фактами посчитал своим долгом даже Союз мусульман. Итальянцы в свое время разгромили около 40 кинотеатров и сорвали более 160 показов этого фильма. Несмотря на то, что режиссер - сам христианин - специально оставил заметку о том, что сюжет фильма, созданный по роману Никоса Казандзакиса, является вымыслом. Как справедливо заметил один из малочисленных незашоренных "христианских" критиков, с таким же успехом можно предавать анафеме и фильм "Миллион лет до нашей эры" Спилберга, который самым прямым образом противоречит Библии. Как объясняет кинокритик Мария Ческис, фильм страшен тем, как распятый Христос сомневается в искушениях Сатаны. Христос представляет себе, как он зажил нормальной человеческой жизнью, женился, завел детей, состарился. Поскольку дети сами по себе не родятся, то в фильме есть соответствующая сцена их зачатия - вероятно, одна из самых целомудренных в мировом кино. Под вопли протестов фильм все же вышел на экраны и даже номинировался на "Оскар". Правда, эффект рекламы тогда не сыграл и кассовых рекордов "Последнее искушение Христа" не поставило, но стало классикой кинематографа. Режиссер был отлучен от церкви, в Италии и Испании фильм запретили показывать по ТВ.

Однако, оказалось, что время (или новые веяния) властно над мнениями радикалов, и чуть позже фильм о Христе с несвойственными слабостями и сомнениями, автора которого хотели так яростно упечь в тюрьму консервативные христианские организации, чуть ли не оказался на полке "рекомендуемых для просмотра" ими же. И все же, одно из первых объединений разных религиозных групп не прошло даром: теперь бастовать по поводу почти любого нового фильма, в котором затрагивается религия, получается дружно и сплоченно, однако, не забывая отрывать друг другу головы в любых других конфликтах. А так как подобные запреты и забастовки только подогревают интерес публики, эффект получается именно обратный. Глядя на столь частые и стабильные стычки кинематографа с церковью, которые неизменно заканчиваются увеличенными кассовыми сборами, можно и задуматься: а не существует ли каких двойных стандартов в этой серьезной игре.

Танго в Париже и в тюрьме

Совсем другого плана не менее резонансный фильм Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже" 1972 года, почти все копии которого были уничтожены из-за "порнографических сцен" в свое время. Итальянский суд лишил режиссера гражданских прав на пять лет, и даже приговорил к четырем месяцам тюремного заключения. Какие только ярлыки не вешали на фильм - от "самого ужасного европейского мусора" до "лучшего фильма в истории". В итоге, "воплощенная сексуальная фантазия Бертолуччи о сексе с незнакомой женщиной" появилась лишь много лет спустя в урезанном варианте, а знаменитая сцена "с маслом" (ключевой момент, собиравший толпы зрителей), которая заставила актрису Марию Шнайдер плакать взаправду от пережитого шока, до сих пор вызывает бурную реакцию зрителей. Что, впрочем, не помешало, а скорей, помогло фильму получить номинацию на "Оскар" за "лучшего режиссера" и "лучшую мужскую роль" (Марлон Брандо).

Прирожденный убийца Гарри

Современные фильмы, несмотря на затерявшиеся где-то рамки морали, не вызывают сейчас былого резонанса, как правило. И хотя более половины фильмы не прошли б даже предварительный отбор у комиссий 60х-70-х годов, всех их можно при желании найти и на утренних сеансах в региональных кинотеатрах. Удивительно другое - не желающие терять работу цензоры находят самое тлетворное влияние и в безобидных, на первый взгляд, фильмах для детей.

Роман "Гарри Поттер" запрещен в ряде австралийских школ, как книга, пропагандирующая черную магию и колдовство. Немецкие политики не отстали и объявили Гарри Поттера опасным, потому "что просмотр фильма о Гарри Поттере может негативно повлиять на психику маленьких детей" по тем же причинам. В Китае третья часть знаменитого блокбастера "Гарри Поттер и узник Азкабана" теперь тоже вне закона - по мнению правящей партии, фильм искажает представление китайских детей о морали. Власти КНР запретили не только прокат фильма в кинотеатрах, но и даже его просмотр дома - на видеокассетах и DVD-дисках. Британские и американские цензоры поддерживают китайских коллег - они сочли новый фильм о приключениях Гарри Поттера и компании слишком страшным, чтобы показывать детям. В Великобритании четвертому фильму о мальчике-волшебнике "Гарри Поттер и кубок огня" (Harry Potter and the Goblet of Fire) присвоен рейтинг 12A, означающий, что дети младше 12 лет смогут попасть на киносеансы только в сопровождении родителей. В американских кинотеатрах новый фильм юные зрители, не достигшие 13 лет, также смогут посмотреть лишь в том случае, если приведут с собой взрослых. В США "Гарри Поттер и кубок огня" получил рейтинг PG-13. По мнению экспертов комиссии, новый фильм "содержит элементы насилия и ужаса"...

Таким образом, Гарри Поттер становится в один ряд с другими "одиозными" героями - Микки и Мэллори Нокс из фильма Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". Как известно, этот фильм также был запрещен во многих странах, а против режиссера был подан судебный иск из-за громкого прецедента с парочкой влюбленных, которая будто бы вдохновилась фильмом и убила нескольких человек. Также, Эрик Харрис и Дилан Клеболд, печально известные по массовому убийству в одной из американских школ, были фанатами фильма и повсеместно использовали акроним NBK (Natural Born Killers). Изначально, фильму был присвоен рейтинг NC-17 (дети до 17 не допускаются), который после монтажа был изменен на R (ограниченный показ). Многие зрители так и не поняли, что целью фильма была не популяризовать насилие, а показать, как медиа могут "гламурно и сенсационно" представлять преступления, в результате чего убийцы становятся чуть ли не культовыми героями.

Звездные войны в мечтах и наяву

На это фоне первые "Звездные войны" кажутся немного неуместно затесавшимися в рейтинг резонансных фильмов. Вроде бы и насилия практически нет, и романтика в основе (как любовные линии, так и непреодолимая "тяга к звездам") присутствует...Но тем не менее, эту классику кинематографа производства 1977 года советский зритель смог увидеть только в "эпоху перестройки и гласности", довольствуясь "пиратками". Фильм, породивший невероятную моду, на этапе написания сценария был поднят на смех даже друзьями Джорджа Лукаса. Однако после невероятного успеха в прокате, американские власти углядели", как можно использовать популярность киноленты, во всеуслышание объявив СССР той самой "Империей Зла", с которую простой американский парень мог воочию наблюдать в кинотеатре. А термин "звездные войны" стал прочно ассоциироваться со "Стратегической оборонной инициативой" Рональда Рейгана. Именно это, по одной из версий, стало причиной запрета фильма в СССР.

Тогдашний американский президент собирался развертывать некоторые компоненты системы на околоземной орбите: программа "звездных войн" предусматривала широчайший спектр средств поражения советских ракет. В случае начала полномасштабной войны, которую тогда не мыслили без ядерного оружия, ракеты "империи зла" уничтожались бы еще в космосе - их сбивали бы лазерами, крушили специальными снарядами, секли мощными электромагнитными излучениями. Сей полет фантазии был прекращен в 1991 году, когда американцам стало ясно, что Россия не станет запускать в них свои МБР.

Однако, вторая версия столь позднего выхода в прокат американского киношедевра несколько более прозаична: как пишет журналист и писатель Андрей Первушин, закупки для кинопроката в СССР осуществлялись централизованно, государством, и фильм, должно быть, показался дорогим, а только потом, чтобы как-то оправдаться, коммунистические идеологи придумали концепцию, будто бы злодей Лукас снял аллегорию, в которой изобразил нашу страну Империей Зла, а потому нет смысла покупать для демонстрации эту "враждебную агитку".

Правда, возможно советские власти еще и стоит благодарить: если б этот фильм не был официально запрещенным, а значит, неформально, обязательным для просмотра, вряд ли можно вспомнить какой-то другой американский фильм с такой же ностальгией и теплотой...В общем, даже жалко, что "Код Да Винчи" у нас теперь идет в каждом кинотеатре - глядишь, и тоже со временем стал бы на полку с классическими шедеврами.

 

 
 
Автор
Наталия Ерхова (nat@podrobnosti.ua)

По материалам
Коммерсантъ (http://www.kommersant.ru)По материалам
Лента.ru (http://www.lenta.ru)

Взято ТУТ

<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "Джоан Роулинг и все-все-все..."

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня