<<На главную Репетируем "ХОГВАРТС-ЭКСПРЕСС" Галерея рисунков к нашим спектаклям

Что такое студия "Корчак"?

<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА
"ДЖОАН РОУЛИНГ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ...

Даниил Мерзон
Моя рецензия на книгу
"Гарри Поттер и
Полукровный Принц"
 

Внимание: данная рецензия содержит небольшие сюжетные спойлеры. Вы не узнаете из нее, кто умрет в книге, или кто такой Полукровный Принц; тем не менее, некоторые детали сюжета были открыты, так что, если вы хотите получить полное удовольствие от прочтения книги, вам, возможно, стоит воздержаться от прочтения рецензии.

Год и день – какая разительная разница. Что уж говорить про два годя и два дня. Два года болезненного, мучительного ожидания лишь ради двух дней глубочайшего удовлетворения… Довольно подавляющая безысходность, вам не кажется? Но мы выбираем этот крест сами; точнее, даже не выбираем - нам его вручают, и мы покорно принимаем его в тот момент, когда искренне влюбляемся в книгу. И ждем продолжения; и потом наслаждаемся удивительными мимолетными моментами свободы, когда ожидание подходит к концу. А потом начинаем ждать опять.

Данное лирическое вступление сделано, чтобы передать одну мысль: «Гарри Поттер и Полукровный Принц» - это книга о Гарри Поттере, и ее автор – Джоанн Роулинг. Так что описывать эту книгу любому, кто не остался равнодушным к предыдущим книгам Роулинг, не просто бессмысленно, а глупо – ведь в сердце книги до сих пор живет неопределимый, но легко ощущаемый сердцем уютный шарм, то же притягивающее очарование, что и в любой из других книг Роулинг. Поэтому, если вы ждете от этой рецензии какого-либо радикального заявления, вроде «Не читайте эту книгу, это самая ужасная книга!», или, наоборот, «Срочно бегите читать эту книгу, она великолепна!» - то вы зря тратите свое время. «Гарри Поттер и Полукровный Принц» - это просто книга ГП, и этим все сказано.

---

Главная проблема Джоанн Роулинг, на мой взгляд, заключается в том, что она никак не может нащупать баланс между описанием действия и подачей «фоновой» информации (что легче охарактеризовать простым английским словом «бэкграунд»). Точнее, еще хуже: она этот баланс-таки нашла, и удерживала в течение двух великолепнейших книг – «Узник Азкабана» и «Огненная Чаша»; но потом потеряла.

«Орден Феникса» стал очевиднейшим тому примером. Я никогда не скрывал, что пятая книга ГП мне откровенно не понравилась. И дело было не в мелочах, в которых можно было начать разбираться, да и увязть (тем более, что мелочи как раз все были безупречны – как всегда у Роулинг); дело было в том, что книга оказалась… калькой со всех предыдущих. Она оказалась вторичной, книжным Франкенштейном, сшитым из обрывков предыдущих частей. Во-первых, она осталась слишком «герметичной», слишком замкнутой. В то время, как весь мир, с момента выхода «Огненной Чаши», ждал, затаив дыхание, ураганной полномасштабной войны с Вольдемортом, во время которой все предыдущие каноны серии (основным из которых, конечно, было пребывание Гарри в Хогвартсе и размеренная учебная жизнь) должны были бы быть отвергнуты, Дж.К. предприняла катастрофическую попытку вернуться назад. Именно из-за этого книга получилась во многих местах достаточно вялой, не говоря уж о том, что только ленивый не пнул писательницу за то, что Вольдеморт мирно дождался конца учебного года, чтобы выманить Гарри из Хогвартса.

Конечно же, этому существует совершенно понятное и логичное объяснение. К тому моменту для писательницы накопилось слишком много деталей, которые ей было жизненно важно передать читателю для понимания мира саги. И эти детали – объяснение с коррумпированным Министерством Магии, поимка известных Пожирателей Смерти, выяснение пророчества (которое, если было не очевидно на протяжении всех предыдущих книг, то, по крайней мере, чувствовалось каждым фаном – вы ведь всегда знали, что сага закончится битвой между Гарри и Вольдемортом?) – которые, в воображении фанов, должны были занять лишь пару глав в начале новой книги, растянулись, в итоге, на огромный том. В таких условиях, когда необходимо собрать, склеить и засунуть в текст как можно больше важных мелочей, писательница явно не сумела выработать такой же замечательный закрученный сюжет (который, впервые за всю серию, здесь был не целью повествования, а всего лишь средством); и история пророчества и Ордена поэтому кажется явно притянутой за уши.

Зато не получив закрученного сюжета, мы приобрели взамен бонус в форме невиданного ранее объема великолепнейшей «фоновой» инфы. Чего стоит хотя бы одно воспоминание Снэйпа, которое рассказывает нам больше о Мародерах, чем все предыдущие книги, вместе взятые. Или экскурсии в Министерство Магии и Госпиталь Св. Мунго – места, неоднократно упоминаемые в первых томах, но до этого момента так и остававшиеся неоткрытыми. Все эти мелочи доставляют каждому фану огромное удовольствие – даже несмотря на то, что, в отсутствие качественной «основной» интриги, сами по себе они кажутся немного пресными (в отличие, например, от «Огненной Чаши», где достаточно важная информация о прошлом была совершенно ненавязчиво открыта в течении книги).

И Джоанн, по-видимости, сама почувствовала все это, и решила, во что бы то ни стало, вновь выровнять баланс в сторону экшена. И снова перегнула палку.

---

В попытке вернуть серии ускользающий шарм бесшабашного приключенческого детектива, Дж.К., сама, видимо, того не желая, совершила гораздо более серьезный прыжок назад, нежели с «Орденом Феникса». И, хотя история Гарри и Того-Ну-Вы-Сами-Поняли-Кого продолжает развиваться и заметно подбирается к финалу, если посмотреть на книгу непредвзято, то больше всего она напоминает… первые две.

О, сказать, что уши «Тайной комнаты» торчат здесь за каждым углом – значит не сказать ничего. И речь идет даже не о том пресловутом «открытии», которое сделал Гарри во второй книге и которое влияет на сюжеты последних двух книг (хоркруксы, хоркруксы – лично у меня такая теория появилась очень давно), а в атмосфере, которую Джоанн за уши притягивала на протяжении почти всей книги. Опять Гарри, как ни в чем ни бывало, спокойно учится и делает уроки; опять по середине года начинаются нападения на учеников; опять мы видим книжку со странными надписями, чей автор совершенно явно не замыслил ничего хорошего, и опять Гарри попадается на эту удочку.

Казалось бы, ВПС в таком случае строить недовольную мину было бы просто ханжеством, ведь «Тайная Комната» - моя вторая любимая книга в серии. Только вот беда – согласно правилам, установленным самой же Дж.К., книги все-таки меняются. И я говорю вовсе не о набившей оскомину «темной атмосфере» - фразе, ставшей в СМИ главным клише в отношении ГП. Речь идет о гораздо более фундаментальном изменении – книги ГП меняются в… жанре. Если в «Ордене Феникса» мы могли сваливать все на единичную неудачу, то «Полукровный Принц» явно расставил все точки над «i» - старые книги ГП ушли безвозвратно. Хорошо это, или плохо - судить каждому по отдельности, но факт остается фактом: мы никогда больше не увидим тех захватывающих «герметичных» детективов с изящнейшими сюжетными поворотами, которым нас потчевала миссис Роулинг на протяжении первых четырех книг. Сейчас намерение писательницы, наконец-то, стало совершенно ясно: сага о Гарри Поттере завершила свой переход из жанра в жанр, и теперь это самая настоящая драма с элементами фентези и эпоса.

В таких условиях, попытки Дж.К. хвататься за старые каноны ее же книг кажутся не вполне уместными, а иногда просто смешными. В отличие от «Тайной Комнаты», личность Принца здесь с тем же успехом могла быть открыта в середине книги, а не в конце (где наоборот, спешное объяснение выглядит надуманным); в отличие от «Огненной Чаши», в которой преобладало предчувствие надвигающейся катастрофы, здесь сцены любовных разборок «кто нравится кому» (какими бы милыми и приятными они не были), когда вокруг бушует война и ужас, совершенно теряют свою актуальность. Вы ведь не будете спокойно объясняться в любви через пол часа после того, как у вас на глазах убили одного из самых близких вам людей, так? А Дж.К., видимо, окончательно перепутала теплое с мягким, если ситуации после Рождественского Бала в "Огненной Чаше" и после Кровавой Разборки в ПП кажутся ей одинаково адекватными сценами для одинаковой романтики.

---

Однако, в конце концов, на то мы и фанаты, чтобы не зацикливаться на «больших» аспектах, но и с удовольствием покопаться в мелочах – таких как язык, юмор и манера повествования. И здесь мы можем найти немало интереснейших сюрпризов.

Сага заканчивается – «Полукровный Принц» был предпоследней книгой во всей эпопее, а в некоторых смыслах – и последней (как знают те, кто уже дочитал книгу, некоторые неизменные элементы саги, к которым мы полностью привыкли за эти годы, в седьмой книге не вернутся). И Дж.К., по-видимому, наконец-то решила дать себе волю. Оказывается, в течение пятнадцати лет она скрупулезно строила гигантский проработанный мир с огромным количеством «правил» (разряда «что все время очень хотелось бы сделать, но нельзя») для вполне человеческой цели – хорошенько повеселиться, разрушая их. Как гигантские постройки из домино, или карточные домики (хотя я предпочитаю домино).

Скажите, вы ведь хотели увидеть, как Дамблдор придет и лично поставит Дурслей на место? А жестокую потасовку между Гарри и Драко, с использованием палочек, Непоправимых Заклятий, а также сапог с твердой подошвой? Или Снейпа, наконец-то дорвавшегося до должности преподавателя по Защите От Темных Искусств? Все это (и многое-многое другое) есть, и все это доставляет глубочайшее удовлетворение, поверьте мне. Правильный способ красиво уйти – это хорошенько погулять на прощание, в этом Дж.К., несомненно, попала в яблочко.

Хотя, вот тут как раз отсутствие фоновой информации сказывается особенно болезненно. Ну скажите, право, много ли кайфу от Большой Потасовки с участием Снейпа, если мы так и не узнали, почему Дамблдор упорно доверял ему все эти годы? И разве мы можем получить полное удовольствие от того, как Дамблдор с глубоким вкусом и чувством юмора глумится над Дурслями, если нам так и не известно, о чем он, годами ранее, писал письма тете Петунии? Обещание про то, что в шестой и седьмой книгах новых больших вопросов появляться не будет, но зато будут большие ответы, Дж.К. явно дала не подумав (или не найдя лучшего способа убедить людей купить книгу) – ведь как раз-таки долгожданных ответов на старые, наболевшие вопросы вы здесь не найдете. Что очень жаль.

Правда, справедливости ради стоит сказать, что и особо запутывать писательница нас тоже не пытается. В Полукровном Принце практически все вопросы оказываются очень «локальными» - в том смысле, что «хвостов» от незаконченных новых историй или под-историй по окончании книги торчать практически не остается (кроме, конечно, основной линии с пророчеством). Даже вся каша с Полукровным Принцем на поверку оказывается совершенно вторичной и необязательной – если посмотреть трезво, то "был он там–не было его там" - разницы, как это не удивительно, это не играет почти никакой. Если Джоанн не выдумает какой-нибудь совершенно неожиданный ход конем в седьмой книге, то шестая могла бы спокойно быть «Гарри Поттер и» что-нибудь еще; хотя бы тот же «Хоркрукс» (непонятное для непосвященных слово, которое бы только запутало и, быть может, заинтересовало читателей) подошел бы лучше.

Кстати, из маленьких замечаний: уже второй раз подряд Дж.К. выдает нам книгу с совершенно «обманчивым» названием. Подумайте сами: если первая книга была целиком о Философском Камне, вторая вся крутилась вокруг Тайной Комнаты, третья, ясно дело, рассказывала об Узнике из Азкабана, а сюжет четвертой был «пущен в ход» только благодаря Огненной Чаше (в конце концов, для Гарри все началось в тот момент, когда Чаша неожиданно выплюнула его имя), то Орден Феникса и Полукровный Принц были вынесены в названия только ради красного словца. И то, и другое - достаточно маленькая и пассивная часть текста (кстати, полная беспомощность и бесполезность Ордена Феникса, так выводившая ВПС из себя в пятой книге, ничуть не исправилась и в шестой). Нехорошо.

---

Пожалуй, еще одной особенностью текста, не упомянуть которую было бы хамством, являются персонажи. Вот здесь я готов аплодировать Дж.К. стоя, ибо Полукровный Принц, на мой взгляд, является большим успехом и просто-таки прорывом для писательницы.

Персонажи старые остались, в большинстве своем, такими же очаровательными и прибавили реалистичности. Гарри повзрослел и наконец-то (наконец-то!) стал вести себя адекватно (неподготовленного читателя это может шокировать); мальчик в конце концов научился трезво анализировать, и, что главное, перестал стесняться просить помощи и консультироваться (признайтесь, вам же хотелось его стукнуть на протяжении всей «Тайной Комнаты» за то, что не поделился с Дамблдором своими мыслями; или в «Узнике Азкабана», где он наотрез отказался рассказывать Люпину про Большую Черную Собаку?). Конечно, его обретенная привычка при первой же возможности влезать в мантию-невидимку и бежать шпионить немного раздражает (тем более после весьма плачевно закончившегося для очкарика инцидента ближе к началу книги, который был вызван именно этой привычкой). Но, опять же, подобная деталь добавляет реализма – в конце концов, Гарри не удалось добыть информацию с первого раза и он, разумеется, пробует сделать это ее еще и еще раз.

Нельзя не упомянуть и новых персонажей – самым важным из которых, несомненно, стал замечательный Профессор Слагхорн (пресловутый МакЛэган оказался пешкой четвертого плана – ай, нехорошо голову дурить, тетя Дж.К.!). На мой взгляд, совершенно великолепнейший герой, добавляющий книге настоящей психологической достоверности (ведь до этого, все-таки, персонажи в большинстве своем делились на хороших/плохих). Этот юморной старик, с горой своих бзиков и привычек (коллекционирование талантов, тем более против их воли – ничего себе хобби!) замечательно совмещает в себе цинизм, предрассудки (ведь он не любит магглорожденных волшебников), лень и трусость, не говоря уж о том, что он урожденный слизеринец (до этого это было просто-таки клеймо). И, тем не менее, к нему совершенно невозможно не проникнуться глубокой симпатией. В конце концов, именно этот персонаж, а не Дамблдор, представляет нам заранее милый типаж положительного, мягкосердечного, но действительно уставшего старика (конечно, после пятой книги все кричали, что Дамблдор – самый уставший на свете человек; но, посмотрев на то, как он размазывает в той же книге по стенке Пожирателей Смерти, Станиславский бы давно умер от недоверия).

Кстати, седовласый старик Дамблдор тоже заслуживает здесь особого внимания. Этот персонаж, хотя с самого начала по определению плоский (игры «кто придумает больше двойников Гендальфу, Оби Вану и Дамблдору» давно наскучили детсадовской детворе), все-таки борется за право называться Личностью; и борется вполне успешно. Да, он до сих пор до боли доброжелателен, вежлив и саркастичен; однако здесь мы впервые можем насладиться проявлением настоящих эмоций (то, малю-юсенкий кусочек чего мы увидели в конце пятой книги). Мы видим, как он раздражается (кто думал, что такое возможно?), а в другой момент - манипулирует (спецзадание для Гарри – какое нахальство!). Даже его уязвимость, наглядно демонстрирующаяся еще в первых главах книги, идет ему удивительно к лицу.

Остальные второстепенные персонажи остаются на высоте: Фред, Джордж, Билл, и даже Флер, все не подкачали. Пожалуй, ложки дегтя в бочке меда здесь изображают лишь парочка членов «Ордена» (за что их, впрочем, тоже винить нельзя – с таким количеством экранного времени сложно ожидать чего-то потрясающего) и, как это ни печально, Гермиона. Даже не фоне ее мягко говоря занудно-всезнайческого поведения в «Ордене Феникса» (и ОСОБЕННО на этом фоне), здешние ее эмоциональные метания выглядят крайне натянуто. Это не говоря о том, что роль в сюжете ей достается такая, что ее вообще могло бы там и не быть (то же относится и к Рону, но он хоть вносит свою толику юмора). Скорее всего, Дж.К. оставляет ее «в запасе» до седьмой книги, где и «врубит» ее на полную катушку – главное, чтобы катушка была правильной (то есть ближе к «Огненной Чаше», дальше от «Ордена Феникса»).

---

Итак, как подытожить эту противоречивую (я и сам почувствовал) рецензию? Если смотреть на книгу трезво и не зацикливаться на каком-либо одном ее аспекте (что, верите или нет, в мире фанов случается на удивление редко: кого-то волнует только любовная линия, кому-то не интересно ничего, кроме истории молодых мародеров и Снейпа, и т.д.), то в ней можно найти достаточно и положительных, и отрицательных моментов. В конце концов все, как обычно, сводится к субъективной оценке. И здесь ВПС вынужден признаться: несмотря на огромное количество положительных качеств книги (главным из которых является то, что ПП - это книга ГП!), мне «Полукровный Принц» не пришелся по душе. И дело снова не в деталях, не в вопросах/ответах, а именно в «большой» картинке: несмотря на всю логичность и неизбежность смены жанра, этот процесс все равно доставляет мне жуткую боль. В конце концов, ГП в которого навсегда влюбился я – это «Тайная Комната», «Узник Азкабана» и «Огненная Чаша»; это герметичный детектив, с замечательными ироническими и завораживающими элементами фентези и совершенно умопомрачительными сюжетными развязками, предугадать которые было физически невозможно. Может быть, это звучит по-детски, но именно такими я любил, люблю и буду любить книги Джоанн Роулинг; но от книги к книге, реальность все дальше уходит от этого представления. Перед нами все равны, и создавать отдельные критерии для «новых» и «старых» книг ГП было бы непозволительной роскошью и попустительством. А посему, пока что сериал ГП такой, каким он стал после «Полукровного Принца», так же далек от совершенства, как «Полукровный Принц» далек от «Огненной Чаши». Ну а как близко он (сериал) приземлится от него (идеала) в итоге – это мы узнаем только после выхода последней, седьмой книги.

Даниил Мерзон.

Взято тут


<<К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА
"ДЖОАН РОУЛИНГ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ...

ЕЩЁ НА НАШЕМ САЙТЕ:
Джоан Роулинг и все-все-все... Шомронская Мадонна Ури-Цви Гринберг. К 110-летию со дня рождения.
Клара Эльберт. Иерусалимская Русская Библиотека в период расцветаЛитературный конкурс «ТЕРРОР и ДЕТИ» Журналистка Валерия Матвеева на репетиции в студии «Корчак» ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ШЕНДЕРОВИЧ ~ аккомпаниатор, композитор, педагог ~
Мебель «КОНУС» ВЛАДИМИР ЛЕВИ ... моя любимая депрессия и многое другое ... Отдых в Эйлате: наши впечатления Виртуальная выставка-ярмарка
Иерусалимские новости от Михаила Фельдмана Раббанит Эстер Юнграйс. Презентация книги «Жизнь как призвание» в благотворитьельном центре «ХИНЕНИ» в ИерусалимеРав Адин Штейнзальц на фоне русской культуры 90-летие артиста-чтеца Александра Куцена и репортажи о его творческих вечерах
Усыновите ребёнка!Бедя (Бендржих) Майер художник Холокоста 125-летие со дня рождения Януша Корчака ГЕОРГИЙ РЯЗАНОВ: Через новую физику к новой этике и культуре
Новости культуры Иерусалима в фоторепортажахКлуб Наивных Людей

Дэн Редклифф и Эмма Уотсон(Ватсон) - Адам и Ева или Урок трансфигурации

«ХОЛОКОСТ И Я» Конкурс школьных сочинений. Председатель жюри конкурса Анатолий Кардаш (Аб Мише)
Вечер памяти рава Ицхака Зильбера Художница Меня Литвак. Наивное искусствоАНТИТЕРРОР на сайте «Дом Корчака в Иерусалиме» Адвокат Лора Бар-Алон «ПОЛЕЗНЫЕ БЕСЕДЫ»

Педагог-композитор Ирина Светова и юность музыки

Скульптор-медальер Марк Сальман (Санур, Севеная Самария) Скульптор Юлия Сегаль (Санур, Севеная Самария)

Марк Розовский в спектакле «Поющий Михоэлс»

Кафе-клуб Мириам Мешель Виктор Авилов и Ольга Кабо в спектакле «Мастер и Маргарита» Игорь Губерман ~ Концерт в пользу Иерусалимского Журнала Домашняя гостиница для наших гостей
STIHI.RU Встречи в Натании ... И МНОГОЕ ДРУГОЕ ...
<<На главную

 Рейтинг@Mail.ru