На данной странице представлены зметки и фотографии Изабеллы Слуцкой, рассказ о спасении экспонатов санурской художественной галлереи Нахума Ахалкаци (взято из газеты "Наш дом Израиль"), статья Бины Смеховой, а также мои снимки.  Прошу тех, кто может добавить информацию для этой страницы (подписи под картинками, свои фотографии и тексты) писать мне. Прошу отнестись серьёзно - это наша история.
Михаил Польский

Выставка открыта ежедневно, кроме пятницы и субботы, с 12 до 18 часов. Вход свободный. Адрес: Иерусалим, ул. Ха – Ор, 2.

См. также по этой теме:
На открытии выставки фотографий "НЕ ЗАБУДЕМ" в Доме Ури Цви Гринберга
"ОДНОСТОРОННЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ" или ИТНАТКУТ
Михаил Идельчик (Aleph) "Jerk"
ШОМРОНСКАЯ МАДОННА ~ Интервью с Мириам Адлер, поселенкой из деревни Са-Нур
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДЕРЕВНЕ СА-НУР

Церемония вручения наград общества "Дом Януша Корчака в Иерусалиме"
 

 Изабелла Слуцкая

Выставка художников из ликвидированной деревни Са-Нур (Северная Самария)

12 сентября 2005 г. в помещении Иерусалимской русской городской библиотеки открылась выставка работ художников из поселения Са-Нур. Экспозиция разместилась на трех этажах и даже на лестницах и крыше, это картины, скульптуры, фотографии, инсталляции – работы 13 художников, которые удалось вывезти из галереи и мастерских буквально в последний день перед выходом из Са-Нура.


Юрий Штерн , Анна Богуславская и Клара Эльберт (Фото автора)

  В ту ночь директор библиотеки Клара Эльберт до трех часов ночи ожидала и встречала художников, которые не смогли бы самостоятельно справиться с этой задачей – организовать все это удалось благодаря содействию партии Наш Дом Израиль.

На открытие выставки пришло очень много людей, в том числе и те, кто стоял у истоков создания поселения Са – Нур. «Оно было основано группой репатриантов из Советского Союза в 1987 году как деревня художников, - вспоминает Анна Хирам – Богуславская.- В удивительно живописном месте в здании бывшей турецкой полиции разместились галерея, учебные залы, мастерские. Название Са – Нур подсказала поэт Номи Шемер, мы надеялись, что это будет, действительно, «несущий свет» открытый центр искусств для Израиля и гостей со всего мира».

Заместитель мэра Иерусалима Нир Баркат и Изабелла Слуцкая (слева) Фото автора.

В приветственном слове депутат кнессета Юрий Штерн сказал: «Эта выставка – реквием по Са – Нуру, но будем надеяться, она же откроет новую страницу в творческой жизни художников». Заместитель мэра Иерусалима Нир Баркат также выразил надежду на то, что те, кто приехал в Иерусалим, найдут себя здесь, а выставка, возможно, станет постоянной, потому что «это не только произведения искусства, это – послание миру».

Капчиц Хаим, один из тех, кто был в деревне с самого начала, представил на выставке эскизы своих проектов – мозаика, фрески, витражи. Им были оформлены «ворота в Са – Нур», которые в настоящее время перенесены в Кирьят – Арбу. А также здесь есть его композиции – на досках от багажа, привезенного в Израиль, разместился и камень, брошенный в стекло его машины, и просто камушки из Са-Нура – память о том, что пережито, что осталось в душе.


Работы Юлии Сегаль

У художника Юрия Головаша в экспозиции представлена графика: здесь и незабываемые рельефы и контуры того, что окружало жизнь в деревне, и автобус маршрут 38, обычно привозивший их из Нетании, а также инсталляция - тоже доски, но сохранившие памятные надписи для алии 90-х годов: «таможня – морской порт Бердянск – Tel-Aviv».


Работы Юрия Головаша

Конечно, присутствует на выставке тема «разбитые надежды», выраженная она в работах Мины Минской. Обобщающей метафорой выглядит ее композиция «Сердце Са-Нура», сделанная из выброшенных остатков разрушенного бетона и неживых цветов.


Мина Минская. Сердце Са-Нура. Фото автора.
На выставке представлены мастерские пейзажи Аркадия Лифшица, медали и скульптуры Марка Сальмана, интересные фотографии Владимира Брайтмана и много других работ художников. Последними из Са – Нура были вывезены скульптуры Юлии Сегаль, которые обращены к разным темам. Мне очень понравились ее «не политические» работы, выполненные в новом материале – гумми бетон: лирическая «Последняя любовь», «Менора», которая по преданию была выполнена макковеями из собственного оружия, «Воспоминания о детстве» - стойка - вешалка, одинокое пальто, брошенный портфель…


Работа Юлии Сегаль


Работа Юлии Сегаль

Нахум Ахалкаци

Когда говорят пушки, музы молчат...

Выражение, вынесенное в заголовок, безусловно, верное. Но музы, в определенные моменты истории, не только молчат, но и нуждаются в защите. Железная поступь легионов сметает все на своем пути, и власть предержащим уже не до муз. Впрочем, как и в остальное время.
События последнего августа ничего нового в отношения властей и муз не привнесли. Да и в отношения властей и граждан тоже. Все, как и было ранее: гражданин есть лицо подопытное, а власти наши... (Тут каждый сам волен подставить подходящее определение).

Помните знаменитый рабиновский лозунг: «Дайте миру шанс!» (не путать с песней Джона Леннона)? Помните? Как только я это слышал, начинал чувствовать себя как в казино. И результат тот же - все в проигрыше.
Абсолютно неважно, кто был за выселение евреев из Гуш-Катиф, кто против. Думаю, все здравомыслящие люди понимают, что этот август черной пропастью пролег через весь наш народ. Вернемся, однако, к музам, хотя растоптанная жизнь людей куда важнее. Преисполненные служебного рвения при уничтожении поселения Са-Нур, чиновники-винтики напрочь забыли о знаменитой Са-Нуровской выставке русскоязычных художников. Выставка эта настолько срослась с местом, в котором создавалась, что с трудом верилось в возможность ее переезда. Но, когда власть лес рубит...


Работы Марка Сальмана

Художники - люди творческие, к практической жизни, а тем более в экстремальных условиях, подготовлены мало. И придумать, как спасать произведения искусства выпало нам.
В этом месте повествования я хочу сделать маленькое отступление. Не исключаю, что я наивен, но уверен, что именно ради таких моментов стоит жить. Возможность помочь (особенно, когда это в твоих силах), спасти красоту (как бы это банально не звучало) - именно это придает жизненные силы и уверенность в собственной правоте.

Поэтому, когда к нам обратилась Клара Эльберт, директор Иерусалимской русской городской библиотеки, мы охотно взялись за работу, чувствуя себя героями романа Артура Кестлера «Как воры в ночи», в котором описано, как в 20 - 30-е годы прошлого века сионисты по ночам,-тайно, чтобы никто не знал, создавали новые поселения в Эрец-Исраэль. Только в этот раз все было с точностью до наоборот.


Скульптурный портрет работы Юлии Сегаль


Скульптурный портрет работы Юлии Сегаль

Задача состояла в том, чтобы из поселения, построенного одними евреями и уничтоженного другими, ночью, тайно, чтобы никто не знал, вывезти созданные, опять же евреями, картины и скульптуры.
Почему ночью? А потому, что, кроме легионов... ой, простите! кроме дивизий Армии Обороны Израиля, вокруг Са-Нура рыскали многочисленные акулы пера и рыцари микрофонов и телекамер. Ух, и охочи они до проявлений нашего еврейского мазохизма. И давать им лишние «жаренные» факты накануне (с трудом заставил себя не писать слово «погром») выселения, не хотелось.

Поскольку речь шла о произведениях искусства, наш подход к делу тоже был творческим. План операции был разработан тщательно и, как результат, все прошло без сучка, без задоринки.
В 22-00 по местному времени к упакованным художниками вещам подъехал снятый нами обычный рейсовый автобус. Из тех, что обычно возил местную детво-ру в школу. Никто ничего не заподозрил; ни солдаты, ни полиция, ни - самое главное! - проныры-журналисты. Экспонаты музея аккуратно погрузили в автобус, и в 2 часа ночи уже доставили в Иерусалим.

Все те ужасы, что происходили позже, заслонили эту маленькую операцию.
Наверно, ничего особенного мы не сделали. Так, спасли от уничтожения сот-ню-полторы предметов искусства. Но для тех, кто вечером 12 сентября 2005 года пришел на открытие выставки «Са-Нур в Иерусалиме» в столичную библиотеку, для художников, скульпторов, их друзей и почитателей таланта, просто любителей искусства - было необычайно важно знать, что музы (пусть и символически) могут остановить железную поступь легионов.
Мы уверены, что эта выставка сослужит еще хорошую службу в деле укрепления единства нашего народа, ибо она несет в себе необычайной силы нравственный заряд, которого нам сейчас так не хватает.
Газета "Наш дом Израиль"


Юлия Сегаль. Фото автора.


Работа Юлии Сегаль "Мама и папа"

Бина Смехова

Последний бастион


Последним бастионом противников размежевания называют нынче поселение Са-Нур, что до недавнего времени процветало в Северном Шомроне, - Са-Нур, известную далеко за пределами Израиля «деревню художников», в 1987 г. основанную и любовно обустроенную нашими соотечественниками, новыми репатриантами из бывшего Советского Союза. Здесь, в довольно отдалённом от «шума городского» заброшенном поселении со старым турецким фортом на въезде, люди искусства нашли всё, что было нужно им для жизни и творчества. Сказочной красоты пасторальные пейзажи, которыми, наверно, любовались ещё Иосиф и его братья. Настоянную на ароматах трав тишину шомронских холмов. Землю Самарии, охотно и благодарно ответившую плодами на заботу новых поселенцев. А самое главное – рабочие площади, возможность трудиться! Не будем забывать: речь идёт о новых репатриантах, в большинстве своём поначалу бездомных. Куда было деться создателю крупных форм, скульптору, керамисту, станковику, фотохудожнику, витражисту, да и любому из этих Мастеров - без собственной мастерской, в которой можно было бы без оглядки на нервных, как правило, соседей заколачивать гвозди, пилить, строгать, громыхать конструкциями, разливать краску, наконец?!


Работа Юлии Сегаль

Так возник уникальный культурный очаг, где собрались единомышленники – художники с серьёзным классическим образованием, многолетним опытом, с достойным «послужным списком», принявшие и полюбившие новообретённую родину и именно здесь по-настоящему ощутившие свою сопричастность Стране Израиля.. Многие из них ещё на «доисторической» достигли международной известности и признания. Несокрушимая, хоть и слегка подпорченная временем крепость была отреставрирована, приведена в божеский вид и превратилась в современную выставочную галерею с благоустроенными мастерскими и студиями. Здесь побывало бесчисленное множество ценителей искусства из разных стран; детей, только открывающих для себя мир искусства; заядлых коллекционеров и просто экскурсантов. Здесь стали селиться молодые сионистские семьи. Для родителей ребятишек, здесь появившихся на свет, известный скульптор и медальер, лауреат и победитель четырёх Международных конкурсов Марк Сальман создал специальные памятные медали. Кто знает, может, и им, уроженцам Са-Нура, предстоит стать такими же знаменитыми, как и другие выдающиеся личности, в чью честь художник наряду с монументальными произведениями создал и великолепную коллекцию медалей?
Нет, не случайно к своим ежедневным молитвам «примкнувший» к поселенцам (и к семье одного из своих сыновей) рав Вальдман, счастливый дед сорока трёх внуков, непременно прибавлял и благословление Са-Нуру.


Работа Юлии Сегаль

Удивительно, каким ёмким оказалось время Са-Нура. Целая эпоха! Хорошо, что она сохранена в фотографиях, рисунках, картинах: вот вид изнутри, вид снаружи, а это виды из ворот и окон… Потому что всё это очень быстро – куда быстрее, чем создавалось, - ушло в никуда.
Помню, как впервые в центральном зале санурской галереи увидела удивительную работу Юлии Сегал: коленопреклонённая фигура, торс облачён в свободную блузу с воздетыми к небу руками-рукавами; а из них - и из ворота, словно из душевных глубин, - рвётся в небеса налитое хмельной жизненной силой, одетое свежей зеленью молодое деревце. И – птицы на его цветущих ветках. Кажется, напряги слух, и ты услышишь весеннюю мелодию птичьих трелей. «Потрясающий образ! – говорю Юле. – Это… голос души?» «Почти. Я назвала эту скульптуру «Молитва».


Работа Юлии Сегаль


Работа Юлии Сегаль

…На открывшейся недавно в помещении Иерусалимской русской городской библиотеки выставке – «реквиемом по Са-Нуру» назвал её депутат Кнессета Юрий Штерн - экспонируются работы тринадцати Мастеров, бывших обитателей бывшего поселения. Сакраментальная цифра! Но всё же, хочется верить, не апокалиптическая, каким бы бы горестным ни было сознание того, что их Деревня художников отныне, увы, принадлежит истории. И что далеко не все работы удалось вовремя вывезти из «осаждённой крепости» и спасти. Вот и на мой вопрос, адресованный Юлии Сегал: «А почему не видно твоей “Молитвы”?» - она вместо ответа безнадёжно махнула рукой и отвернулась.
Непросто было расставаться с Са-Нуром. Чего стоило им, вложившим душу в эту землю, убедить самих себя: да, так надо, мера вынужденная, иного выхода нет, сопротивление бесполезно?
Молодая семья Ярона и Мирьям Адлер – ни ему, ни ей нет и тридцати. Шестеро их ребят - от восьми с половиной лет до девяти месяцев - оставались дома, когда родителей за неповиновение повестке о добровольно-принудительном выселении отправили в тюрьму. «В своё время, когда люди приезжали сюда и осушали болота, тоже было очень опасно – все они были вместе с детьми, и дети так же, как и они, страдали и погибали и от малярии и от враждебных соседей, - говорит Мирьям, «Шомронская мадонна», как называют её друзья. - Но очень малое количество людей уезжало. В основном они продолжали делать своё дело, несмотря ни на что. И они построили государство. Евреи должны жить здесь: это наша страна, это наша земля, за неё надо бороться, её надо отстаивать, это очень тяжело, это иногда опасно, но у нас нет другого выхода». Это – убеждение. Никто из Адлеров – ни родители, ни дети - не вышел из дома в Са-Нуре своими ногами.

…А у Марка Сальмана так и стоит перед глазами жуткое зрелище: бульдозер, разрушив его жильё, ровняет с землёй любовно возделанный садик…
Но не будем об этом. Не только труды еврейских рук - люди гибнут, чего же «по волосам плакать», отрастут. Лучше - о том, как неугомонной и бесконечно преданной делу Кларе Эльберт, бессменному директору нашей единственной в мире такой Библиотеки, удалось организовать вывоз санурских ценностей в ночь перед сносом. Ведь до финальных дней многим не верилось, что падёт «последний бастион», - галерея полна, а работы-то в большинстве своём громоздкие, неподъёмные, или, наоборот, мелкие и хрупкие, в общем, мало транспортабельные, если и вывозить, то с чувством, с толком, с расстановкой. И, естественно, лучше бы средь бела дня, да только не хочется грузить свой скарб на глазах и под злорадное улюлюканье стаи готовых к разграблению шакалов из соседних с процветающим Са-Нуром арабских деревень. А тут – вокруг земля дрожит под ногами, армия и полиция неподалёку, газетчики шастают, и с транспортом проблемы, да и вообще ведь намеревались стоять до последнего – вот и достоялись…

Так вот – о событиях той памятной ночи. Когда стало известно: все, что ещё не вывезено, пойдёт под нож, а вывозить-то не на чем, некогда и некуда, и «завтра» для многих произведений искусства уже не наступит, - Клара нашла решение и осуществила его. Конечно же, с Божьей помощью, но и при непосредственном содействии и личном участии руководства партии «Наш дом – Израиль» (в штаб-квартире НДИ решительно отстегнули N-ную сумму от партийных средств и на ночь глядя раздобыли… туристический автобус), а также руководства партии «Емин Исраэль» в лице её председателя Элеоноры Шифрин-Полтинниковой, (которая накануне событий привезла в Са-Нур и Хомеш людей неравнодушных, Клару в том числе). Благодаря чему сокровища санурской галереи - скульптуры, фотографии, живопись, плакаты, инсталляция, керамика, графика etc., почти 90% «золотого запаса» - были благополучно доставлены в библиотеку.
Гостеприимные хозяева под предводительством всё той же Клары Эльберт помогли разместить экспозицию в читальном зале на первом этаже, в помещении библиотеки искусств на втором и научно-технической – на третьем, а также вдоль лестничных переходов и на просторном балконе-баллюстраде.
…И всё-таки это был настоящий праздник!
Открывая вернисаж, депутат Иерусалимского муниципалитета Нир Баркат восторженно отозвался о творчестве художников, временно оставшихся без крова, и дал слово приложить все усилия к тому, чтобы они смогли обрести его в еврейской столице. Депутат Кнессета Юрий Штерн выразил надежду, что эта выставка под сводами русской библиотеки станет новой страницей в творческих биографиях её участников.


Во дворике санурской галереи.
Фото Владимира Бройтмана

Выступали «отцы-основатели» Деревни художников и новопоселенцы, которым так и не суждено было стать ветеранами Са-Нура, однако имя это как символ будет с ними всегда. Выступали коллеги и гости, друзья и почитатели, народу собралось – яблоку негде упасть. И в день открытия, и на следующий день, и в течение всех осенних праздников сюда, как если бы это были залы несуществующего ещё Музея Еврейского Искусства, приходили и будут приходить жители и гости Иерусалима, израильтяне и туристы, бывшие и будущие наши земляки из окрестных поселений и дальних стран.
Протиснемся сквозь поток посетителей и мы с вами - с теми, кому ещё не довелось познакомиться с нынешней экспозицией, пройдёмся вдоль библиотечных стен, поговорим с участниками акции, если повезёт.
Анна Хирам-Богуславская, из «первооткрывателей» Са-Нура: «Мы приехали в эти живописные места восемнадцать лет тому … там стояли покосившиеся хибарки, полное запустение. Только крепость возвышалась над давным-давно заброшенным посёлком. Из неё мы сделали галерею…»
Леонид Зильбер, автор, в частности, компании развесёлых клейзмеров, украсившей читальный зал, и такой тёплой, хоть и медной, «Девочки с птицей»: «Ушло уникальное явление. В Са-Нуре хорошо нам жилось – красиво, весело и богемно».
Юрий Островский-Головаш (это его необычные инсталляции, передающие дух, ритмы и даже лексику первых лет последней алии, так естественно вписались в колоннаду балкона): «Мои графические листы - зеркало жизни Са-Нура, какой она мне виделась. Хочется участвовать и в других выставках, но не повезу же я старые работы! А над новыми пока работать негде».
Марк Сальман: «Исход из Са-Нура - это не просто драматический эпизод в нашей культурной истории. Страна понесла и экономический, и моральный урон. Вы спрашиваете, где я сейчас обитаю? В довольно плотно населённом «казённом» доме в районе Натании - надеюсь, временно, потому что совершенно не урбанист и предпочитаю жить поближе к природе. Заканчиваю тиражирование медали в память о нашем противостоянии…»

В числе выставленных работ – санурские хроники фотохудожника Владимира Брайтмана композиции в природном материале Мины Минской, эскизы мозаик, витражей, фресок Хаима Капчица, насыщенные цветом и светом пейзажи Аркадия Лифшица, детская игровая скульптура четы Зильбер - Милы и Леонида, эскиз установленного в Яд ва-Шем всемирно известного памятника Янушу Корчаку работы Баруха Сакциера, а также произведения постоянных участников санурских выставок, живущих в других поселениях, - Эфраима Заславского из Тель-Циона («Прогулка в шабат» и «Иерусалим», графика), живописное полотно «Сумасшедший корабль» Михаила Моргенштерна из Псагота, прекрасные художественные фотографии Шломо Радзинского.
А Юлино творчество, казалось, сопровождало посетителей на каждом шагу, на всех этажах - скульптурные портреты, инсталляции, плакаты, объёмные политические памфлеты, выполненные в какой-то невероятной, ею самой изобретённой технике, и последнего времени работы, увиденные мною вживе впервые. Перед тобой предстаёт очеловеченный, одушевлённый мир вещей, смешных и трогательных, которые надо рассматривать медленно и в тишине, а не в столпотворении выставки, потому что они обращены к каждому лично и говорят о непреходящем. Это «Мамино кресло», «Пальто отца», одиноко сгорбившееся на вешалке, у подножия которой брошен видавший виды портфель, «дуэт» старых стульев «Последняя любовь». Всё это надо видеть.
Клара Эльберт: «Хочется хотя бы часть экспонатов этих уникальных сберечь, сохранить для будущего… А какой роскошный зал можно оборудовать вот здесь, на нашей крыше, – ты только взгляни, какой отсюда вид открывается! - пригодился бы и для вернисажей, и для литературных презентаций Я думаю, надо на выставку обязательно позвать нашего иерусалимского мэра. Ему сануровцы непременно придутся по душе. Кого-кого ты ещё предлагаешь пригласить? Шарона?! А что, хорошая мысль!»
Итак, выставка работает! Художники Са-Нура демонстрируют свои работы в здании Иерусалимской русской библиотеки (ул.Ха-Ор, 2) с10.00 до 19.00 ежедневно – кроме выходных и праздничных дней.
"Вести", 29.11.2005

Смотрите также по этой теме:

На открытии выставки фотографий "НЕ ЗАБУДЕМ" в Доме Ури Цви Гринберга

"ОДНОСТОРОННЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ" или ИТНАТКУТ

Михаил Идельчик (Aleph) "Jerk"

ШОМРОНСКАЯ МАДОННА ~ Интервью с Мириам Адлер, поселенкой из деревни Са-Нур

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДЕРЕВНЕ СА-НУР

На данной странице представлены зметки и фотографии Изабеллы Слуцкой, рассказ о спасении экспонатов санурской художественной галлереи Нахума Ахалкаци (взято из газеты "Наш дом Израиль"), а также мои снимки.  Прошу тех, кто может добавить информацию для этой страницы (подписи под картинками, свои фотографии и тексты) писать мне. Прошу отнестись серьёзно - это наша история.
Михаил Польский

Выставка открыта ежедневно, кроме пятницы и субботы, с 12 до 18 часов. Вход свободный. Адрес: Иерусалим, ул. Ха – Ор, 2.

вверх

Рейтинг@Mail.ru