На главную сайта

Студия "Корчак"

Что, где, когда и как в Иерусалиме

СТИХИ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ
Михаил Польский

Взято здесь: http://www.stihi.ru/poems/2004/03/03-1413.html


МОИМ РОДНЫМ

Мне чудится за времени завесой
день нашей встречи ещё в этом мире.
Совсем одни, без ангелов и бесов
мы соберёмся в маленькой квартире.

А за окном жара, а, может, слякоть,
ночь или день – неважно. Мы собрались,
чтоб думать, говорить, молчать и плакать,
любить, любить, как прежде не решались.

Чтоб ни случилось – мы родные люди.
Хамсин обнимет вас в Бен-Гурионе.

...понять – простить,
простить – коснуться сути...

Здесь в тот же день
без лишних церемоний
хоронят.

ЭХ, ХОРОШО...
(шутка)

Эх, хорошо в стране российской жить!
Эх, хорошо в стране немецкой жить!
Эх, хорошо в стране еврейской жить!
Зло забыть и сразу всех любить, всех любить!

«Бокер тов!*» говорить на рассвете,
«Гуте нахт!*» говорить перед сном.
Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской петь!
Эх, хорошо в стране немецкой петь!
Эх, хорошо в стране еврейской петь!
Никому плохого не хотеть, не хотеть!
Мерять землю решительным шагом,
Не вступать в пререканья с Творцом.

Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской спать!
Эх, хорошо в стране немецкой спать!
Эх, хорошо в стране еврейской спать!
Ведь везде есть крыша и кровать, и кровать!
Всё, что нужно, конечно, получим,
Целый мир нам приветливый дом.

Знай один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

*Бокер тов! - доброе утро! (иврит)
*Гуте нахт! - спокойной ночи! (немецкий)

Я РОДИЛСЯ В КАМЕРЕ СМЕРТНИКОВ
(шутка)

Я родился в камере смертников.
Приговор уже оглашён,
но почему-то отложено его исполнение,
срока же мне не узнать никогда,
и помилование невозможно…
И вот
я жадно ловлю любые мнения
чтобы понять, за что меня приговорили.

Потому что, если это сон,
а казнь есть пробуждение –
это, допустим, да…
Или…
если наоборот…
это так сложно…

Я хочу узнать, кто был прокурором того суда?
Неужели
не было у меня защитников-советников…

Но за девять месяцев до моего рождения в апреле
состоялся другой суд,
по решению которого я
родился
в камере смертников.
Уж его-то состав мне известен точно.
Но что тут,
что там –
по крайней мере,
дали бы мне хоть адвоката!

Но, пока я над этим бился,
тоже самое сделал сам.
И вот уже по камере ходят приговорённые мной заочно
к жизни
и смотрят на меня, как на ката*.

*кат - палач


ЭТА ТЕМА - О ДУШЕ
(Из цикла «Урок в студии “Корчак”»)

«Душа по природе своей язычница».
«Душа по природе своей христианка».
«Душа по природе своей мусульманка».
Философские мнения.

Эта тема – о душе –
разработана уже.
Для поэта хороша
тема: кто она, душа?

Каждый хочет разобраться,
суть открыть – себя понять.
Сотни лет слова роятся,
сотни лет стихи плодятся,
но души не исчерпать.

Что же делать, как же быть,
чтобы душу обнажить?
Вот бы нам её пощупать,
разглядеть да разложить…

Если мы чего не знаем –
мы не станем унывать.
Просто слово назначаем
на вопросы отвечать.

Потому дано нам всем
наше имя, то есть, «шем».
А душа-то – «нешимА»,
имя – суть души сама.
То же, что и «дам» адАма,
И «адАм» для «адамА».

Мы закончили урок.
Мы выходим за порог.
А над нами синь – шамАим,
солнце – шЭмеш – жар и свет.
А вокруг – ЙерушалАим.
Вот вам, братцы, и ответ.

Иврит-русский словарь:
шем – имя, но также замена
непроизносимого имени Бога;
нешимА – душа
дам – кровь
адАм – человек
адамА – земля
шамАим – небо
шЭмеш – солнце
ЙерушалАим - Иерусалим

ФИНАЛ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ Р.ТАГОРА "ПОЧТА"
(подробнее см.
http://www.stihi.ru/poems/2003/02/20-845.html - текст,
http://www.jerusalem-korczak-home.com/post/post.html - постановка)

Когда часы судьбы пробили,
плоть наша превратилась в дым.
Мы вышли. Нас переселили
в небесный Иерусалим.

Смерть - Моисей, когда свободу
даёт нам смерть. Прощай, галут.
И приложились мы к народу,
в котором праотцы живут.

Удобрить нашими телами
сады и нивы - кто посмел?!
Европа вскормлена плодами
из наших тел, из наших тел...

Идоложертвенным питаться
Бог запретил. Запрет суров.
Жизнь может сладкою казаться,
как сладковата наша кровь.

Но вы - вы знаете наверно:
Израиль, Иерусалим...
Лишь здесь дыхание кошерно,
лишь здесь живя, мы не грешим
тем, что живём.
Поскольку кровью
ни хлеб не пахнет, ни вода.

Мы с вами здесь.
И мы с любовью
глядим на ваши города.


"КТО СЕЙ НАРОД?"
(Из цикла «Урок в студии “Корчак”»)

"Кто сей народ?"
А.Пушкин

Почему еврей свободен
И свободен от чего?
И кому он неугоден?
И любезен для кого?

Почему его так любят,
Но, когда придёт пора,
Проклинают, гонят, губят
Столь любимого вчера?

Здравой логике в угоду
Понимают, может быть –
Истребить его породу,
Что природу истребить.

Почему? Обожествленьем
Каждый день из века в век
Убивается творенье
И страдает человек.

Почему еврей свободен,
Жив всегда и жив везде?
Он-то служит не природе,
Не любимому себе.

А на что его опора
Ясно даже для ребят:
Мать его, известно, Тора,
А Отец незрим и свят.

В этом суть его свободы,
Несмотря не мор и стон.
Все народы от природы,
А природа – это он.


***
«Да, и такой, моя Россия…»
Александр Блок

«Я буду пить, как и пила
И жрать детей своих.
Я их случайно родила,
Я не хотела их.

И вот –
В мой безысходный ад,
В безумную тоску,
На вечный холод, мрак и смрад
Усердно волоку,
Тащу прикованных ко мне
Рождением. Я – мать!
В моём вине, в моём дерьме
Хочу их целовать!

А вы,
Барахтались ли вы
Средь нечистот своих?
Мой голод утолит, увы,
Лишь плоть детей моих,
Плоть ангелов…

Вот месть моя
Тебе Судья судей:
Ты отвернулся от меня,
Дарующий детей.
Я их в заложники взяла,
Теперь они мои.
Я жру их судьбы и тела…

А ну-ка прояви
Свою всемилость:
Их любя,
Меня останови.
Не хочешь?

Значит, без Тебя
На их родной крови
Я мавзолей построю свой
Похлеще пирамид.
Я заменю Тебя собой.
Я одолею стыд.

Твой мир заменит мой мирок.
Не будет ничего –
Лишь мироздание у ног
Бесстыдства моего»

О, Господи! Я сын её.
Моление моё:
Увидь её. Услышь её.
Останови её.

НЕВАЖНО, ГДЕ И КАК ЖИВЁШЬ...

Неважно, где и как живёшь,
а важно, где и как умрешь.
Но не найти среди живых,
кто смерть свою постиг.

С таким сознаньем трудно жить,
когда вокруг тебя враги
и жизни так непрочна нить,
и в будущем ни зги…

Но можно всё переменить.
Взять жизнь свою своей рукой.
Назначить час последний свой.
С собою прихватить

врагов, чья жизнь сплошной разврат,
а их убийца – свят!

И этот твой последний бой
восславят толпы упырей,
что в злобе бешеной своей
выходят на таран

той жизни, где честней всего,
не зная часа своего,
знать, что последний выдох твой
не для проклятья дан.


АНАТОЛИЮ ШЕХТМАНУ

Здравствуй, Толя, говорю,
ЗДРАВСТВУЙ, ТОЛЯ!
Как я рад, что наши встречти нередки.
Одного с тобой мы ягодки поля,
где почили наши общие предки.

Кто в овраге, кто в яру, а кто в братской
неизвестной многослойной могиле...
Мы остались с этой памятью адской
и вопросом:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Той Германии капут и Союзу,
жизнь империй не длинней человечьей.
Время сбрасывает их как обузу,
лечит память, совесть бедную лечит.

Забываются обиды, печали,
как любили нас и как не любили.
Открываются безбрежные дали...
Остаётся:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Говорят, Всевышний дышит любовью,
Сам на крест взошёл и вот - люди святы.
Чей же грех искуплен
ЭТОЮ
кровью?
Может, Каинов?
И НЕТ ВИНОВАТЫХ?!

Не поэтому ли - дальше ли, ближе
за "спасение души" платят нами...
Так храни же, Толя Шехтман, храни же
память тех, кто в виде свечек не ставит
перед Богом
крематориев трубы.

Среди русских ли, арабов ли, немцев -
где мы любы?
Как мы можем быть любы,
если в сердце
БЕЗЫСХОДНЫЙ ОСВЕНЦИМ?!

Мир всё тот же - не добрее, не краше -
перепуганый всё тем же кошмаром...
Зацветает поле памяти нашей,
и над ним звучит набатом,
шофаром:

СМЕРТЬ НЕ ВЛАСТНА
НЕ ДАНА СМЕРТИ ВОЛЯ
СЛОВО БУДИТ
РАСПРЯМЛЯЕТ
СПАСАЕТ
БУДОРАЖИТ
ЖЖЁТ
КАЗНИТ
ВОСКРЕШАЕТ

Здравствуй, Толя...


КОЛ НИДРЕЙ

«Когда неясен грех, дороже нет вины …»
Иван Жданов.

כָּל נִדְרֵי וֶאֱסָרֵי וּשְׁבוּעֵי וַחֲרָמֵי"
וְקוֹנָמֵי וּקְנָסֵי וְכִינּוּיֵי,
דְּאִנְדֵרְנָא, וּדְאִשְׁתַבַּעְנָא,
וּדְאַחֲרִימְנָא, וּדְאָסִרְנָא עַל נַפְשָׁתָנָא,
... בְּכֻלְּהוֹן אִיחֲרַטְנָא בְהוֹן,
כֻּלְּהוֹן יְהוּן שָׁרָן, שְׁבִיקִין,
שְּבִיתִין, בְּטֵלִין וּמְבֻטָּלִין,
לָא שְׁרִירִין וְלָא קֵיָמִין.
נִדְרָא לָא נִדְרֵי, וֶאֱסָרָנָא
"לָא אֱסָרֵי, וּשְׁבוּעָתָנָא לָא שְׁבוּעוֹת.
"כָּל נִדְרֵי"
(Все обеты, зароки, клятвы, заклятия,
запреты, обещания с наложением
на себя кары и разновидности
их, которые мы
наложили на себя … -
во всех них я раскаиваюсь.
Да будут все они отменены,
прощены, уничтожены,
полностью упразднены, необязывающи
и недействительны.
Обеты наши да не будут обетами, зароки –
зароками, клятвы – клятвами.
«Кол нидрей*»)

…а что зависит от желаний
и дарований? Ничего.
Но всё – от Божьих наказаний
и милосердия Его.

И если это вам открылось,
Над вами власти не возьмёт
ни чья-то милость иль немилость,
ни общих мнений оборот,
которыми полна эпоха,
в которую живёте вы…

У вас теперь своя дорога
не всем понятная, увы.

Не за желанья и стремленья –
хотел чего-то, но не смог –
но лишь за идолотворенье
казнит всемилостивый Бог.

Нам не всегда хватает света.
Мы лжем себе и лжем другим…

За все обеты и запреты,
поспешных обещаний дым,
за то, что идолов творили
себя а не Тебя любя,
из собственных фантазий или
из заблуждений – из себя,

за слов бездумное теченье,
за этот миг, за этот стих
прости меня, и поколенье,
и предков-пращуров моих.

Есть грех. Есть стыд. Не надо боле
Вины-обиды… Ты и я.
О, Господи, да будет воля
Твоя. Твоя, а не моя.

*Кол нидрей - Все обеты (покаянная молитва) иврит
 


 


© Copyright: Михаил Польский, 2004   ЕНД: 1403031413



список читателей


 

 РЕЦЕНЗИИ


  Добавить рецензию

 


Молчу, опустив голову...

<Юрий Портной> - 2004/03/03 23:26  

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Выше голову, брат! :)

<Михаил Польский> - 2004/03/04 00:15

Спасибо огромное Михаил. за такие стихи.
искренне рада,что их прочитают многие..
удач вами радости!
С уважениеми теплотой
неизменно
Светлана

<Ветка - Ветка> - 2004/03/10 00:27  
Спасибо, Веточка!

<Михаил Польский> - 2004/03/10 10:29

Все прочитать не хватило, но про камеру смертнивов - это здорово. Побег на замышляли? И как?

<Nebairon> - 2004/03/10 14:31  
Про побег уже было здесь: http://www.stihi.ru/poems/2002/05/03-558.html
Но там надо иметь терпение дочитать до конца.

<Михаил Польский> - 2004/03/10 17:59
Присоединяюсь. Про камеру смертников - великолепное стихотворение. Преклоняю колени.

<Юрий Здетоветский> - 2004/03/12 16:36
У меня пожалуй тоже про побег есть, только по-другому. Например "Посвящается всем".

<Nebairon> - 2004/03/14 13:46

Вытащили очередное юдофильское дерьмо на главную.

<Ку> - 2004/03/10 15:29  
Кю

<Михаил Польский> - 2004/03/10 18:00

Не умею молиться вслух. Спасибо

<Ari> - 2004/03/10 21:54  
Молодец Михаил правильно нужно напомнить вслух
О том чего нам не хватает в самом деле
Когда не поймешь кто же в самом деле настоящий друг
Когда люди сердцами к друг другу совсем охладели

Правильные мысли спасибо за стих хороший вам

<Love Me Tender> - 2004/03/11 00:36
Спасибо на добром слове. Уже полтыщи прочитали, но, видимо, эта тематика народу чужда, раз молчат.

<Михаил Польский> - 2004/03/11 00:48
Ari: хорошие стихи - это та же молитва. ИМХО.:)

<Михаил Польский> - 2004/03/12 08:41

Хоть сам себе рецензию напишу:)

В этой подборке - стихи, написанные в Иерусалиме в течении трёх с половиной лет, что живу здесь. Всё это время - война, третья мировая война, израильский участок которой называется "интифада". Все чувства, мысли, упования наши, во-первых, углублены аурой святого города Иерусалима, и, во-вторых, обострены постоянной военной опасностью и непредсказуемостью. Поневоле приходится писать так, чтобы не стыдно было перед нашей трехтысячелетней историей, да к тому же с ясным осознаием того, что каждое написанное слово может оказаться последним.

Семантически все мы в ситуации узников фашистского концлагеря Терезин, куда Гитлер согнал представителей еврейской интеллигенции со всей подвластной ему Европы, и где они в течении нескольких лет жили необычайно богатой общественной жизнью под домокловым мечём отправки в газовые камеры, и при этом создавали шедевры во всех доступных им областях искусства. Сегодня весь цивилизованный мир с глубочайшим интересом изучает этот еврейский опыт, как и опыт Холокоста вообще, потому что, по-видимому, каждый разумный человек понимает, что в условиях нынешней мировой войны - все мы заложники положения родственного терезинскому - безотносительно национальной принадлежности. И на переднем краю осмысления человеческого бытия в этой новой для мира (но не для евреев!) ситуации - Израиль, Иерусалим - город взрывающихся автобусов, супермаркетов и кафе. Фронтовой город.

Но можно семантику нашего бытия понимать значительно шире. Не мировая война номер такой-то, а просто Армагеддон - понятие вневременное и внепространственное.
"И если это вам открылось" - душа освобождается не только от столь привычных парадигм мира-свободы-равенства-братства-справедливости..., но даже, что и выговорить-то жутко: от веры-надежды-любви.
Что остаётся?
Да то, что в начале:
- Слушай Израиль! Я Бог твой, Бог один.

<Михаил Польский> - 2004/03/11 00:45  

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)


С солидарностью и самыми добрыми пожеланиями,

<Александр> - 2004/03/11 00:55  

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Благодарю Вас, АлексАндр.

<Михаил Польский> - 2004/03/11 11:48

На каждой страничке сайта есть строчка на оранжевом фоне " Национальный сервер современной поэзии", по простоте душевной я полагаю, что раз эти слова написаны на русском языке, то под нацией здесь тем самым разумеется русская нация, у которой есть хорошая пословица: " В чужой монастырь со своим уставом не ходят", но иной раз у меня возникает сомнение ( и думаю, что не только у меня) - а может быть эти слова пора применить к самому себе? Прошу понять меня правильно, в силу широты русской натуры: такие моменты и позволяют судить о её широте и степени восприимчивости. Желаю успехов!

<Frank> - 2004/03/11 09:22  

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Во-первых, позвольте пошутить:
Жаль, что эти дни для Вас последние, но для сайта это, думается, неплохо.
Во- вторых: где скрывется номинатор?
Вас можно понять, но появление, в таком объеме, трудного для вялого славянского ума чтива среди обычно кратких и тщательно выбранных стихотворений считаю неуместным. А между тем, сконцентрированное выражние важнейших мыслей могло бы быть интересным - все же срослись мы, во многом благодаря великому и могучему, весьма основательно.

<Вячеслав Власов> - 2004/03/11 10:45
Господин frank, Ваше замечание мне напомнило постановление товарищей Сталина и Жданова по поводу некоторых советских русскоязычных писателей. Как смеют они писать по-русски и при этом не быть советскими, тем более живя в Советском Союзе (типа: а сало советское едят). Потом были известные кампании с травлей стиляг и прочих русскоязычных джазистов (правильно - "а сало русское едят!"). Впоследствии, правда, всех этих травимых и гонимых причисляли к лику созидателей великого и могучего. Что ж обо мне-то говорить? Сала не ем совсем, соседствую с вами только в интернете. Пишу лирику, а она по определению не может быть общим местом, в ней именно мои чувства на моём родном языке. Вы способны представить себе англичанина, возмущённого тем, что какой-нибудь филиппинец сочиняет стихи на английском и при этом за что-то там саму Англию-мать не очень жалует? Или переживаемые Вами чувства - это и есть одна из составляющей "загадочной русской души?"

<Михаил Польский> - 2004/03/11 11:47
Господин Польский! Я люблю Мандельштама и Пастернака,
люблю свою Родину и свою мать. Но суть вовсе не в языке,
не в национальности, а в вещах более высокого порядка,
или точнее - более простых, но и более глубинных.
Как бы я не относился к своей матери и к своей Родине, у всех бывают недостатки - и сыну они известны лучше , чем кому бы-то ни было. Я никому чужому не позволю в моем присутствии сказать ничего дурного о них. И с большим удовольствием дам в рожу любому чужаку, кто на это осмелится. Я уважаю Вашу боль и страдания еврейского народа,
но поверьте, унижение еще никого не возвышало. Вы чужой России - не потому , что уехали в Израиль. Просто чужой.

<Вадим К> - 2004/03/11 13:18
Михаил, я сказал лишь то, что сказал - прошу вас не придавать моим словам другого смысла. Давайте не будем сейчас вспоминать прошлое - то прошлое столь же ненавистно мне, как и вам. Мною заявлена собственная точка зрения, это моё право в этом общественном месте и я уважаю ваше право не считать мою точку зрения за единственно верную. Я согласен с тем, что она спорна, все мы люди разные и в силу этого столь сложный вопрос имеет множество решений, так прислушайтесь же к моему мнению.
Может быть я его недостаточно точно выразил, что ж скажу другими словами: этот сервер мне интересен, как сервер русской поэзии и никакой другой ( в поисках другой я посещу другое место в инете), если он превратится в нечто иное по своей ориентации, то, я думаю, вы сами, осознав сей факт - не захотите этого и многие другие, наши товарищи и собеседники по сайту. Русский характер широк и я сказал об этом в том смысле, что русскоязычная поэзия это прежде всего русская поэзия. Давайте подумаем об этом. Без обид -желаю успехов!

<Frank> - 2004/03/11 18:57
Господин frank, не в моём характере пытаться угодить на все вкусы. Но посудите сами, как можно провести границу между тем, что можно назвать русской поэзией и тем, что нельзя, если всё это написано на одном и том же русском языке? По-моему, здесь главное, чтобы поэзия адекватно выражала чувства автора и служила средством высокой поэтической (или духовной - как Вам будет угодно) коммуникации между носителями этого языка. Тогда она этот язык безусловно обогащает. Любые другие соображения, связанные с политикой, обидами, личными амбициями и т.п. и т.д. - неуместны, поскольку неабсолютны. Вы же знаете, кто бы что ни говорил, но потом всё равно придёт Эйнштейн и скажет, что всё относительно:)

<Михаил Польский> - 2004/03/12 00:16
В этом я с вами согласен: такой границы сейчас, в эпоху инета, здесь, на общедоступном сайте не проведёшь, а раньше всё это осуществлялось достаточно просто в воле печатать то или это произведение. Но с другой стороны эта граница осталась там где она всегда была и всегда будет находиться - в наших сердцах.
Немножко патетично, но сам предмет таков. Успехов!

<Frank> - 2004/03/12 09:45

"...В этом суть его свободы,
Несмотря не мор и стон.
Все народы от природы,
А природа – это он."

Вы всерьез так полагаете? Забавно. Впрочем, "несть эллина и несть иудея" не для Вас, увы, сказано. Всегда считал, что сионизм, в конечном счете, одна из разновидностей расизма. Идеологи, вбивающие своему народу мысль о том, что он первый среди равных, могут собой гордиться. При этом, как правило, им глубоко плевать, как этот миф отразится на жизни самого народа.

"...О, Господи! Я сын её.
Моление моё:
Увидь её. Услышь её.
Останови её."

Расслабьтесь, право слово, после таких слов Вы уже не сын.

<Александр Безуглов> - 2004/03/11 16:12  
Под этой рецнзией попытаюсь ответить всем оппонентам, появившимся к этому часу.
Во-первых, для того, чтобы вступить в дискуссию по затронутым вопросам нужно действительно иметь мужество - и интеллектуальное и гражданское. И только неравнодушное сердце ранимое и преданное своим идеалам способно на это. Поверьте, господа, я понимаю это и ценю. Меня даже несколько удивил вдумчивый и уважительный к чужому мнению тон ваших заметок. Особенно после выходки "Ку".
Не думаю, что вы можете обвинить меня в том, что я в стихах заведомо лгу. Значит, вы считаете их моим добросовестным заблуждением и пытаетесь это заблуждение развеять. Но поймите, что в смысле культуры - русской советской - в смысле языка - все мы дети одной мамы с её идеей "мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье". Просто наши пути разошлись и обстоятельства, в которых мне довелось оказаться, заставили меня разочароваться в этой сладкой парадигме и вспомнить горькую: "Слушай, Израиль, Я Бог твой, Бог один". В этом, собственно, вся избранность Израиля (народа, а не государства) и заключается. Спросите у любого священника. Избранность не в том, чтобы смотреть на других свысока, а в том, чтобы не предавать вот это самое "Слушай Израиль" ни при каких обстоятельсвах, вплоть до периодически возникающих в истории газовых камер. Эта избранность налагает определённую ответственность постоянного ученичества, чтобы не дать никаким возникающим в истории новым парадигмам поколебать основу, на которая является фундаментом для всей нашей цивилизации. Опять же спросите у любого священника. Не стоит, господа, пилить
сук, на котором мы вместе с вами сидим. Надвигается опасность гораздо более страшная, и чтобы смотреть ей в глаза, нам нужно прежде всего понять самих себя и осознать своё место и значение в этом мире не на базарном, а на духовном уровне. Что я и пытаюсь сделать абсолютно честно. Чего и вам желаю.

<Михаил Польский> - 2004/03/11 23:57
Михаил, Ваш пафос понятен:
"Если я не стою за себя, то кто встанет за меня?
Если я только за себя, то кто я?
Если не сейчас, то когда?" (Талмуд, Мишна, Абот).
Тем не менее, хотелось бы напомнить Вам, что всякая идеология, как и религия, имеет две стороны. Для оглашенных и для посвященных, экзотерическую и эзотерическую, если угодно. Или, иначе говоря, для общего употребления и для служебного пользования. И декларируемые цели не всегда совпадают с истинными намерениями. Поэт может иметь гражданскую позицию, но не должен становиться жертвой веками отработанных методик манипуляции сознанием. Говорю Вам как человек, некоторое время профессионально занимавшийся разнообразными "-измами", их философскими, религиозными и даже мистическими обоснованиями.
И - ко всем присутствующим: Может - о поэзии потолкуем?
И выделим политклубу на стихире отдельное помещение?

<Александр Безуглов> - 2004/03/12 09:23
С удовольствием присоединяюсь к Вашему призыву поговорить о поэзии. Но Вы же сами и отвлекаете: вопрос о манипуляции сознанием может стать очередным поводом, который уведёт от поэзии далеко:) Не знаю, к сожалению, арабского, но гремяшие вокруг нас взрывы, по моему, не в последнюю очередь вызваны современной арабской поэзией. Чего о русской не скажешь.

<Михаил Польский> - 2004/03/12 10:52

"Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!"

мда.
но почему оно так?
вроде всегда так выходит, но, по-моему, это пора менять
пойду думать, как.
если много народа будет думать может что и надумают

<Jutik> - 2004/03/11 17:56  
Так ведь - шутка:)

<Михаил Польский> - 2004/03/12 00:05
Простите, что вклинился, но больно уж интересная реца прибежала к Вам, Михаил. Хотя, предыдущие тоже не "просто так" Но они с душком, с обоих сторон. Можно спорить до упаду, и каждый останеться при своем.
Так вот, Миша, о Вашем стише-шутке: Вы не пошутили!
А вот Джютик на правильном пути, если собираеться думать.
Удачи Вам.

<Mister X> - 2004/06/11 00:24

Замечательная гражданская и философская лирика,спасибо номинатору.Стихи неравнодушного Человека и Учителя.Прекрасен "КОЛ НИДРЕЙ".Я с Вами.

p.s.Юдофобствующим КУкушкам лучше помолчать,ничего нового ведь не придумать.

<Тотошка> - 2004/03/11 18:53  
От веры в Бога я теперь свободен?
Лишь иудей один ему угоден?
И лишь еврей - сама Природа
и лучшая (по смыслу слов) порода?
Позвольте! Можно? Резко возражаю!
Я всем евреям искренне желаю
счастья и мира. Не читал я тору!
Но крест за Вас Он нес на Вашу гору.
И, может, Вам смиренья не хватило?
Глядишь, и лучше б без заборов было.
При то, что все в Израиле - солдаты?
Христос подвиг на опыт сей? Пройдет.
Когда-то.

р/s.
Оставьте Бога каждому народу, который в нем нуждается. Некоторые вообще не в Христа веруют, а Природа их терпит. Или только лишь по милости евреев, ее представляющих? Полно, батенька.Чушь. Евреи обычный народ. Не хуже, но и не лучше других. И если бы не Вера, своеобразно понимаемая в разное время разными лицами, не было бы и страданий.
А с автоматами в руках Вы никогда не договоритесь. Вспомните иные возможности.

Субъективно и с уважением

<Виктор П.> - 2004/03/11 20:22
Тотошке: антифашист - не есть враг итальянского народа,
противник нацизма - не есть враг народа немецкого, выступающий против сионизма - не есть антисемит. Не занимайтесь подменой понятий.
Не делайте мне смешно, как говаривал мой тесть Рабинович.

<Александр Безуглов> - 2004/03/11 23:40
Александру Безуглову.
Иногда мне вспоминается школьная политическая карта мира, на которой Израиль был обозначен цифрой 5, так как для такого большого слова на занимаемой им плошади просто не было места. Вокруг абсолюно враждебные многомиллионные государства арабского мира, с которыми необходимо переодически воевать без права на поражение. И то, что эту пылинку до сих пор не затоптали, заслуга вовсе не тех, кто молится словами "свобода, равенство, братство", а именно сионистов - это факт. Как-то мне знакомая художница показала сделанную ею открытку, на которой была изображена политическая карта Средиземноморья. Мусульманские страны были обозначены зелёным цветом, западные серым, а Израиль - белой такой заплаточкой среди зелёного. И надпись типа "Арабам не хватает замли". Я тут же стишок сочинил: "Разглядевшие поймут, чем от этой карты веет - серое позеленеет, если белое сотрут." Думаю, что не сотрут, именно благодаря сионизму. Или предложите что-то другое?Опять же, не пилите сук...

<Михаил Польский> - 2004/03/12 00:38

Стихи, на мой взгляд, слабые. Даже до среднего уровня не дотягивают. Вы уж простите, Михаил, сначала не хотел этого говорить, тем более, мы с вами встречались. Но промолчать - нечестно. Не знаю, чем руководствовалась г-жа Ракитская.
Прочитал несколько раз, но первое впечатление не развеялось.
Удачи!

<Павел Самсонов> - 2004/03/11 20:18  
И Вам того же.

<Михаил Польский> - 2004/03/12 00:43

Прочла всё и не пожалела ни разу.
Это очень интересное произведение!!!
Выстраданное, глубокое, но
при этом легко читающееся.
Вы заставили меня сопереживать.
Эти строчки - шедевр:
"Не поэтому ли - дальше ли, ближе
за "спасение души" платят нами..."
И ведь это действительно так.
Богоизбранный народ для показательных
казней.
Здесь, легко, как бы мимоходом,
по-твардовски, но в точку:
"Если мы чего не знаем –
мы не станем унывать.
Просто слово назначаем
на вопросы отвечать."
Прекрасная номинация!!!
:)

<Ё.Ё.> - 2004/03/12 03:47  
Очень рад, что Вам понравилось!

<Михаил Польский> - 2004/03/12 07:16


Господин Польский! Я люблю Мандельштама и Пастернака,
люблю свою Родину и свою мать. Но суть вовсе не в языке,
не в национальности, а в вещах более высокого порядка,
или точнее - более простых, но и более глубинных.
Как бы я не относился к своей матери и к своей Родине, у всех бывают недостатки - и сыну они известны лучше , чем кому бы-то ни было.
Я никому чужому не позволю в моем присутствии сказать ничего дурного о них. И с большим удовольствием дам в рожу любому
чужаку, кто на это осмелится. Я уважаю Вашу боль и страдания еврейского народа,
но поверьте, унижение еще никого не возвышало. Вы чужой России - не потому , что уехали в Израиль. Просто чужой.

Какого священника спросить? Раввина? Католического? Православного? Буддиста?
Богоизбранность еврейского народа заканчивается в Ветхом Завете, на мой православный взгляд. Да и вообще - богоизбранность любого народа - опасная и скользкая тема. Были еще арийцы, к примеру.
Вы очень не любите страну, в которой Вы родились, но не
забывайте, что в ней живут миллиионы людей с самыми разными
взглядами и вероисповедованиями.
Русская советская культура - это кастрированная культура,
из которой с кровью было вырезано все, что не подходило и пугало власть предержащих. "Равенство, свобода ..." итд -
плагиат из французской буржуазной революции.
Политика, теология, пропаганда, миссионерство, агитация -
а в остатке?
В остатке - поливаете страну, где живут миллионы
людей с самыми разными взглядами и вероисповеданиями,
оскорбляете их патриотические чувства. Представьте себе,
что патриотизм - это ЛЮБОВЬ к своей Родине. А вовсе не
ненависть к инакомыслящим. Я Вас не ненавижу. Просто объясняю, что Вы меня оскорбили.

<Вадим К> - 2004/03/12 12:22  
Я тут мимо проходил. Вы мне можете объяснить, что вас конкретно оскорбило? И я обещаю совместно с вами кричать "ату его" в сторону автора, если вы меня убедите.

<Павел Самсонов> - 2004/03/12 13:23
Я не хочу кричать =ату=, ни один, ни вместе с Вами.
Я и рецензию не хотел писать после первого прочтения.
Написал лишь после того, как автор четко повторил свою позицию в отношении России в своих ответах на рецы.
Перечитайте - если не найдете, я не виноват.
Своим отзывом я обрисовал свое впечатление от прочитанного,
и ни к чему материальному не призываю.

<Вадим К> - 2004/03/12 14:58
То, что я пишу, в частности, и о России - это очень личный для меня вопрос. Именно интимная лирика. Увы, наши отношения сложились именно так, а не иначе. Это ПРАВДА. Я многих людей в России люблю и, и сердце у меня болит от того, что со слишком многими из моих любимых людей в России происходило и происходит. Национальность их тут не при чём. Я ПОТЕРЯЛ В РОССИИ САМЫХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ не в военное время, а в самые что ни наесть распрекрасно-брежневские и последующие времена. И у меня сложилось мнение, что над Россией висит какой-то рок самоистребления. И это не зависит от качества правителей. Если очень хорошие люди систематически занимаются самоистреблением и на уровне личнсти, и на уровне народа (аборты) - на кого пренять? Почему в других странах в ТАКОЙ МЕРЕ этого нет? Не потому ли, что Россия для вас это идол, любовь к которому требует принесения в жертву живых людей, и в первую очередь - СЕБЯ?!
Священник - это священник христианский. Спросите у него и он вам объяснит, что еврейская ментальность накрепко связана с фактом неприятия рабства. В своё время евреи покинули свою родину-мать Египет, где их заставляли поклоняться фараону как богу, ради возможности служить невидимому Творцу, ибо только такое служение есть настоящая свобода.
Повторяю, я слишком люблю многих в России, мне слишком близка их боль, и я не принесу это чувство в жертву никаким понятиям-идолам. Даже если сами страждущие этого не в состоянии понять.

<Михаил Польский> - 2004/03/12 19:46
Михаил, я уже говорил, что уважаю Вашу боль.
Но уважайте и нашу. Пьянство, грязь, много чего ...
В нашем доме еще не везде сделан евроремонт.
Да, у России тяжелейшая судьба, да , часто она обращается
со своими детьми хуже, чем последняя алкоголичка,
которую не то что матерью, человеком иногда назвать трудно.
Но многие из детей , брошенных своими матерями, были бы
счастливы хотя бы увидеть их иногда. И по-человечески ли будет сказать такому ребенку - твоя мать-мразь, и так далее - все , что Вы написали после цитаты из Блока?
Любить Россию - тяжкий крест. Каждый понимает любовь по-своему. В России были и куда более тяжелые времена,
но я в нее верю, не смотря ни на что. Да, в нас еще живуче рабство. Но у нас есть такие золотые люди - и особенно в провинции,
а не в Москве - которые и не снились "благополучному" Западу. И я не буду говорить своим детям - родились в дерьме - в дерьме и умрете. У меня было много возможностей
уехать за рубеж, но не уехал и не жалею.
Хоронили нас много раз - поэтому еще и живем.
Как умеем. Надеюсь, будем жить лучше.

<Вадим К> - 2004/03/12 21:03
По-моему, вы, Вадим, оскорбились лишь потому, что вам самому так захотелось. Заметьте, я не обобщаю и не утверждаю, что желание стать в позу оскорблённого - это нечто присущее русскому национальному характеру, это, по-видимому, присуще только вашему характеру, в данном случае. Позиция Польского может раздражать, но прежде всего её надо попробовать понять. А это труд, Вадим.
Не всегда хочется себя утруждать да ещё ради чего? Чтобы всего-навсего попытаться понять дргого человека?!
Вот в ваших словах я уследил желание уколоть, да не только уколоть, а ещё и провернуть внутри души своё "орудие". Чужой! Ваше словечко? Это кто ж решил, что Михаил или кто-то другой здесь чужой? Вы так решили? На основании чего?
На основании того, что вы УЖЕ раздражены, даже ещё не осознавая ПОЧЕМУ.
И я рискну предположить, что боль еврейского народа вы не уважаете, а заодно не уважаете боль любого другого народа, включая русский. И знаете почему? Потому что не способны примириться с существованием ДРУГОГО мнения. И ваше утверждение, что уважаете боль самого Михаила, я также подвергну сомнению. Если не существует другого "я", значит и нет другой боли, не так ли?

<Павел Самсонов> - 2004/03/12 21:52
Павел, Вы 'тут проходили мимо" и несколько задержались.
Вас задело, что я не кричу 'ату' ? (как было бы просто сразу,
да ? :) )
Я выражаю собственное
мнение, но не нужно объяснять все особенностями моего характера. Несколько неэтично переходить на личность, когда
разговор ведется в другой плоскости. Я ведь не выясняю личных отношений ни с Михаилом, ни с Вами. Говоря, что он
ЧУЖОЙ, я не желаю его оскорбить лично. Я высказал свое отношение к его мыслям, ЧУЖДЫМ мне.И не говорите, что я не пытаюсь его понять. Но понять - это не всегда согласиться.

Михаил, с предыдущим Вашим ответом , я согласен полностью,
но не с этим:
",,, Не потому ли, что Россия для вас это идол, любовь к которому требует принесения в жертву
живых людей, и в первую очередь - СЕБЯ?!
... понятиям-идолам. Даже если сами страждущие этого не в состоянии понять."
Над нами навис не рок самоистребления , как Вы пишете,
а мы еще толком и очухаться не можем, от всех предыдущих
измов-катаклизмов. Слишком огромная страна, слишком лакомый кусок для соседей, для собственных хапуг.
Алкоголизм - наша болезнь, но
самопожертвование в трудные годы - наша гордость.
Кстати, говоря, если бы не оно ( и никакой Сталин тут не причем - надеюсь, ясно) холокост был бы доведен до полного
конца - и мы бы с Вами тут не беседовали. Мы себя сейчас губим водкой, а тоталитаризм губил миллионы в лагерях,
в ссылках, застенках, сверхбездарным командованием в войну.
А РОССИЯ победила - не будь Победы - не было бы и своболюбивого Израиля.
С уважением,

<Вадим К> - 2004/03/14 13:34
но не с этими словами
...
свободолюбивого

<Вадим К> - 2004/03/14 15:19
Уважаемый Вадим. Вот уже два дня мы беседуем с Вами о самом наболевшем и для Вас и для меня. Поневоле начинаешь представлять себе собеседника исходя из той информации, какая есть, то есть, в нашем случае - из текстов, поскольку ничего персонально-личного не Вашей странице не обнаружил. Мне представляется, что Вы человек не молодой. Да и я не юн - за 50. И, если в этом не ошибаюсь, наш с Вами социальный опыт примерно одинаков. И когда Вы говорите о том, что текущие беды происходят от предыдущих, от огромности территории, от происков окружения и т.п. (о дураках и дорогах ещё пропустили!) - я думаю, что ведь эти доводы я слышал (и верил в них) и в пионерском возрасте, и в комсомольском... Но, правда, в дальнейшем засомневался. Замкнутый круг получается, дурная бесконечность. Вроде бы все правильно, но логика-то эта сама по себе порочна. Я ни словом, ни намёком нигде не обмолвился уничижительно о жертвах советского народа в той войне. 9 мая наш общий праздник, и здесь он отмечается также как и в России. Но если на протяжении уже трёх поколений люди списывают свои беды на последствия прошлой войны и на подготовку к будущей, здесь что-то не так. Это уже не доводы, это заклинания. Какой-то изъян в менталитете, духовная чревоточина, что ли... Я попытался это состояние выразить так:

После войны родился тот,
Кто слышит пушек гром.
Он строит дом – выходит дот,
Враги его кругом.
Нужда повсюду, а внутри –
Далёко ль до беды –
Всегда найдутся сухари
И к ним ведро воды.
Там спички есть и свечки есть,
И мыло, и крупа.
Припасена буржуйка-печь.
Война – она слепа.
Послевоенный скуден быт,
Сокровища просты:
Лишь был бы ты здоров да сыт,
И не до красоты.
Уют землянки, блиндажа –
Ну чем вам не уют?
Захочешь жить в два этажа –
В песок тебя сотрут.
Настало время грабежа,
Поскольку кончен бой.
Уже дошло до дележа
И предаёт любой.
Не выноси из дома сор
И вовсе не сори.
Увидев сор, узнает вор,
Чем ты живёшь внутри.
И слушай радио всегда,
Все новости подряд.
Расскажет о себе беда,
Тебя предупредят,
Проговорятся невпопад –
Ты видишь между строк
И слышишь то, о чём молчат,
Как дьявол или бог.

А если ты живёшь не так
И в доме пир горой,
И ты владелец душ и благ -
Живёшь перед войной.
Ты не обижен в дележе,
Но беспокойны сны,
Ведь тянет холодом уже
От будущей войны.

Почему жизнь никак не может наладиться, войти в нормальное русло? Причины не в пространствах, войнах, дураках или дорогах. Причина внутри самого человека, для которого понятие "война" всё тот же идол, которому люди ДОБРОВОЛЬНО приносят себя в жертву.
Вы пишите: "Мы себя сейчас губим водкой, а тоталитаризм губил миллионы в лагерях, в ссылках, застенках, сверхбездарным командованием в войну." Я думаю, что если сосчитать количество людей в России, загубленных водкой и абортами (и в дореволюционные времена и во все советские и в последующие) - все войны и тоталитаризмы померкнут. Можете объяснить, почему всё это?

<Михаил Польский> - 2004/03/14 23:57
Уважаемый Михаил!
Я не жалею, что откликнулся на Ваше стихотворение, найдя интересного собеседника. Жалею лишь за свой чересчур резкий тон,за который прошу меня извинить. Тема затронута огромная,
говорить можно бесконечно.
Попробую ответить кратко,
хотя в данном случае это почти невозможно.

Первое - политика. Верно, я тоже не мальчик, хотя немного до полтинника не дожил еще. Я верил в возможность коммунизма, даже учась в институте, хотя и видел многое вокруг и даже частично власть изнутри.
Верил, хотя не верил уже никто .Это была мечта.
В восьмидесятые я уже не верил в перестройку. И ходил на первые демонстрации, когда это было еще не безопасно.
В девяносто первом я пришел к Белому Дому и почувствовал,
что это фарс. Тогда я расстался со второй мечтой - о скорой демократии - и окончательно в 1993 - при расстреле того же Белого Дома. Страна остается тоталитарной, хотя жизнь вынуждает меняться. Не дай Бог, жить в эпоху перемен,
говорил Конфуций. Я бы добавил - в эпоху крутых перемен.
Россия - огромный кипящий котел, в котором варится будущее
значительной части мира. И хорошо, что железная крышка с
этого котла уже все-таки снята.

Второе и главное - любовь к Родине. Это реалия, хотя, думаю
помните соответ. анекдот о трех видах любви в школьной программе:))
Любовь - это любовь,во всех ее проявлених,
за что, почему, как - это не о ней. Об этом много написано и будут еще
писать и творить , пока человек остается человеком, пока существует мир. Это тоже мечта , но без этой мечты жить невозможно. Мне кажется, Вы все-таки любите
Россию, (по-своему - это у каждого свое). Поэтому поговорю
немного и о последнем пункте.

О менталитете народа России. Мне понравились Ваши последние стихи - война живуча еще в сознании народа и
не удивительно,
хорошо хоть дети сейчас меньше в нее играют ( больше в бандитов :) ). Да, дороги и дураки. Одним словом - 'воруют'.
Карамзин, кажется. Дороги построим. С дураками сложнее.
В этом слове слишком много смыслов. Дураки у власти -
признак Системы. А вот русский Иванушка-дурачок - это другое. Это и простодушие, и доверчивость, и вера в доброго
царя(президента). В интеллектуальных способностях нашего народа вряд ли кто сомневается, у нас до сих пор одна из лучших в мире оистема образования( мой школьный друг преподает в Оксфорде - и он это подтверждает) - это доказывает и востребованность за рубежом наших мозгов кстати
тоже . То что у нас до сих пор не платят каждому достойную зарплату - тоже родимые пятна 'социализма' - нарушавшего
один из своих принципов так же легко, как и другие.
Известно, что если мужик начинает получать деньги, достойные
его труда - он начинает уважать себя и легко бросает пить
по-черному. Не все , конечно :) То же и с абортами. Я против них, но осуждать не могу.

Но наши недостатки - продолжение наших достоинств,
высокая духовность народа - не миф. Кстати, как Вы думаете,
наличие такого огромного поэтического сайта как Стихира и ему подобных
имеет ли место быть где-то еще в мире?
И закончу Вашими строками, которые запали :
"За все обеты и запреты,
поспешных обещаний дым,
за то, что идолов творили
себя а не Тебя любя,
из собственных фантазий или
из заблуждений - из себя,

за слов бездумное теченье,
за этот миг, за этот стих
прости меня, и поколенье,
и предков-пращуров моих.

Есть грех. Есть стыд. Не надо боле
Вины-обиды? Ты и я.
О, Господи, да будет воля
Твоя. Твоя, а не моя."

Это очень понравилось. Но мы все очень разные, а слова туманны.
С уважением,

<Вадим К> - 2004/03/15 14:17
Откровенность провоцирует откровенность. Мне в этом смысле легче, так как ничего здесь излагать не надо, всё уже изложено в книжке, заключительной частью которой и является эта подборка. Под её обложкой собраны мои стихи начиная с 1988 года. Книжка не издана, но посмотреть её можно здесь:
Я искренне рад, Вадим, что мы с Вами всё-таки поняли друг друга. Говорю это не из холодной вежливости. Просто в результате дискуссий на этой странице мне стало ясно, что первое стихотворение цикла "Моим родным", изначально посвящённое моим родным, оставшимся в России, может быть адресовано гораздо более широкому кругу людей, и Вы один из них. А, как известно, если что-то начинает происходить между людьми - в конце концов будет происходить и между странами. Израильтяне не считают Россию слишком близкой себе ни в политическом, ни в духовном смысле, ни в прогнозах на будущее. Наша дискуссия - несомненный повод ещё раз задуматься об этом.

С уважением

<Михаил Польский> - 2004/03/15 18:07

Вот-вот… всё бы нам спихнуть на кого-то…
Наша, мол, хата с краю…
О-хо-хонюшки…
:о)bg

PS
А ведь всё могло бы быть так хорошо, верно Мишань…

<О.Бедный-горький> - 2004/03/12 12:32  
Чья это хата с краю? Наша? Может, Вы и правы, сегодня не с краю - мадридская. Вчера была московская. А позавчера нью-оркская. А во всех промежутках - наша...

<Михаил Польский> - 2004/03/12 23:25

В концовке, это там, где Вы Господу позволяете проявить его волю, а не Вашу, будет лучше: "Есть грех. А вот стыда - нет"
Где номинатор?

<Вячеслав Власов> - 2004/03/12 17:38  

Надеюсь, на иврите у Вас лучше получается. %((

<В.Моров> - 2004/03/12 17:59  
Я хочу напомнить многим кто как бы пытается отодвинуть Бога на второй план

Что ни один человек не избежит суда в этом мире
Как бы вы не выкручивались
Достаточно взглянуть на мир и почитать Писание тут все ясно становится кто куда идет.
И каковы дела мира к которому мы принадлежим

<Love Me Tender> - 2004/03/13 00:14
Слышь, тендер? Вали отсюда к своему паровозу. Без тебя тошно.
Еще раз увижу под своей рецей - буду грязно ругаться.

<В.Моров> - 2004/03/13 13:48

Забавно, конечно. Две картонки штампов, ящик патетики, но в основе - пустышка.
Лама?
Каха.
Когда зряшное мудрствование подается, как разновидность философии - это уже опасно.
Хотя ментальность эрец исраэль - поверхностность - уже начинает привалировать.
Такое впечатление, что талмид улпана "бэт" решил поделиться своими знаниями.
Иврит не выучил, а русский забыл.

<Игорьs> - 2004/03/13 13:47  
Ошибаетесь, уже "гимел". Кроме раздражения, что-нибудь можете выразить?

<Михаил Польский> - 2004/03/13 16:01
Слышь, тендер? Вали отсюда к своему паровозу. Без тебя тошно.
Еще раз увижу под своей рецей - буду грязно ругаться.

Научись вначале разговаривать М........

<Love Me Tender> - 2004/03/15 00:25

Что запало - "Я родился в камере смертников". Причем из-за звука в особенности. Странное ощущение перевода, причем перевода гениального.........

<Perzer> - 2004/03/15 01:45  
Спасибо, конечно. Но - перевода с чего?

<Михаил Польский> - 2004/03/15 17:23
Здравствуйте, дорогие друзья! Я Эвелина Ракитская, только я перепутала все свои логины и пароли, так как их у меня было мнго - я сюда раньше вставляла стихи авторов, не имеющих интернета... Мой новый логин еще не зарегистрирован модератором. Поэтмоу пишу по одному из старых. Кстати, Борис Комиссаров, под именем которого появится эта запись - прекрасный поэт, можете почитать его стихи, они есть на сайте.
В настоящий момент издает книгу Михаила Польского. Мне книга очень нравится - и по модержанию, и по композиции.
Ее можно будет заказать как лично у автора, так и в Москве, по адресу издательства: era@izdat.ru

Что же касается дискуссии, развернувшейся здесь, то она по существу бесконечна. Я позволю себе высказать небольшое соображение, которое, может быть, не имеет прямого отношения к стихам Михаил Польского, но имеет прямое отношение к дискуссии. дело в том, что, на мой взгляд, причина русско-еврейского конфликта( а именноон вышел на первое место в мире, несмотря на арабов, чеченов и проч.) - кроется в том, что эти два народа претендуют на избранность и не могут эту избранность между собой поделить. Евреи давно считаются избанным народом, русские же хотят завоевать себе эти лавры. Отсюда вечный спор: кто больше внес вклада в культуру, чья религия "правильней" и т.д.
Думаю, что если бы люди посмотрели правде в глаза, они бы давно поняли, что делить нечего...
Но ведь нет - делят. Каждая такая дискуссия вызывает понятный эмоциональный всплеск.
И еще хочу сказать: я согласна с Марком Азовым, что, наверное, в Израиле можно каждому "плунуть в лицо", если тебе скажут, что ты "не свой". Теоретически, наверное, совершенно так. Но и в России же можно сделать то же самое.
И даже не теоретически, а практически. И тебя будут уважать.

Пишите мне по адресу: era-telaviv@list.ru
В настоящее время я нахожусь в Тель-Авиве.
Ваша Эвелина

Хочу также с ужасом отместить, что в списке авторов появились "Эвелиночка", имеющая легкомысленный электронный адрес evelina-kiska, "Эвелита" и др. похожие на меня по имени поэтессы. Кроме того, кто-то завел пользователя "Та, которой нет" и, ероятно, от имени этой личности появлялись записи. Это не я!!!! Я - Эвелина Ракитская. Больше у меня нет никаких наименований.

<Борис Комиссаров> - 2004/03/27 16:30
Друзья! Вот в миллионный раз натыкаешься на скучные реплики типа: "В концлагерях были не только евреи". Безусловно, не только евреи, здесь вы правы, Константин. Но евреи и неевреи были там с разной целью. Это надо просто понять, чтобы не было ненужных обид между людьми.Об этом я и напишу ниже. Существуют незыблемые исторические факты, о которых, правда, не все знают, и это плохо. Потому что незнание порождает одни и те же дискуссии на одну и ту же тему, по кругу...
Так вот. Гитлер хотел славянские народы превратить в рабов.
А евреев и цыган уничтожить физически. Такая у него была программа. Любой еврей и цыган должен был умереть, а славянские народы он согласен был использовать в "живом виде"... В этом и разница. Это провозглашалось открыто - кто должен быть уничтожен физически полностью - евреи и цыгане.Значит, если ты в концлагере еврей, ты надежды спастись не имел никакой. Если русский - какую-то имел, но тоже, конечно, не особую, однако если евреи шли в печь в обязательном порядке, то другие - не всегда и не в обязательном. Ну, программа такая была... Это же исторически факт.
Далее. Когда Гитлер занимал Украину, Белоруссию, Литву, то он что делал? Велел сразу расстреливать, закапывать живьем и т.д. всех без исключения евреев. И цыган. Русских, украинцев и других он не велел уничтожать полностью, их угоняли на работу в Германию, а некоторые даже сотрудничали с новой оккупационной властью и сами (!) помогали немцам производить уничтожение ервеев. Почему это произошло? А потому, что жизнь народов была тяжелой, Сталин создал невыносимые условия, на оккупированных территориях некоторые люди поверили тезису Гитлера о том, что в ужасах жизни виноваты евреи и коммунисты. Не все верили, но были такие, кто сам (!) помогал немцам расстреливать евреев. И коммунистов, конечно. При этом были и другие - кто прятал еврейские семьи в подвалах...
Вот например цифра: в Литве до войны было более 100 тысяч евреев ( я могу ошибиться, по-моему, 180 тысяч, но что более 100 тысяч - это точно). После войны их осталось 144 человека (!). Разве без помощи местного населения можно было справиться с такой масштабной операцией по уничтожению?
В Белоруссии некоторые города имели до войны население от 60 до 80 процентов ервеев - это в черте оседлости. Теперь в этих городах ( например, в Полоцке) их десятые доли процента и даже синагоги нет.
Разница, таким образом,только в подходе: одни народы Гитлер хотел уничтожить полностью, а другие - нет. Вот и всё.

<Борис Комиссаров> - 2004/03/27 18:33

Не совсем понятна связь между Освенцимом в сердце и нелюбовью окружающих.

В концлагерях были не только евреи.

Поверьте, я - не антисемит.

<Константин Коленников> - 2004/03/15 15:48  
Отвечу шуткой: в знаменитом изречении "несть ни эллина, ни иудея" евреи соглашаются только с первой частью. Спорить здесь с ними бесполезно, поэтому требуется Освенцим, чтобы сладкая эта фраза стала истинной от начала до конца.
:)
Верю, что Вы не антисемит.

<Михаил Польский> - 2004/03/15 20:33
Много наговорено вокруг стихов Миши Польского:ругает Россию- значит чужой.А он ее, ругая, называет матерью.Мы все в России были русскими, хотя это вовсе не русское государство, а немерянное Евро-Азиатское пространство, населенное бесчисленными народами, не помнящими своего первоначального происхождения, Но язык и культура, созданная русскими аристократами( славянского, германского , французского и др. происхождения)сводили всех образованных людей в некую российскую общность.И я, и Польский к ней принадлежали не в меньшей степени, чем господа, считающие Мишу Польского чужаком. Кстати, благодаря этим господам плюс политика государственного антисемитизма, при которой Михаил родился и прожил всю жизнь,- вот что проводило его на ПМЖ в Израиль. В Израиле, если кто и посмеет назвать чужим,ему можно плюнуть в глаза, потому что Израиль по определению страна тех, кого во всех странах считают чужаками.Отсюда, может, излишне восторженые стихи об Израиле.А то, что евреи избранный народ? Не будем вдоаваться в теологический смысл этого понятия.Добавлю лишь: русские тоже считают себя и старшим братом в России, и особым, исключительным, непостижимым - в мире, и мессианским.Так что"сочтемся славою!..Но, что самое интересное, на переднем крае войны между Востоком и Западом, самоубийцами Азии и жизнелюбами Европы, оказались все-таки евреи.И тот русский,кто предлагает им сменить автоматы на уговоры,наверно забыл,как выглядел тот самый русский солдат, который и с более цивилизованным, чем шахиды, врагом не больно распотякивал. А кто спасал евреев от фашистского геноцида? Этот вопрос мне задал следователь СМЕРШ на фронте? Он ожидал ответа : "Красная армия". А я ответил скромнее: "Я". За что получил табуреткой по ребрам...Все, кто воевал спасли и себя, и евреев! А воевали и русские, и евреи, и крымские татары, и чеченцы, и ингуши, и калмыки, которых советская власть подвергла геноциду, да и евреям готовила ту же участь. Но стоило усатому пахану сказать: " Я пью за русский народ!-"как русский народ объявили старшим братом, Россию - родиной слонов, евреев - безродными космополитами,иванами, не помнящими родства...И, должно быть с тех пор Миша Польский,работавшийвший для России не меньше других, пишущий и мыслщий на русском языке не хуже других, к тому же оладатель росийского гражданства,- чужой, видите ли, на сайте стихи.ру.! И не говорите, те у кого шапка горит, мы не антисемиты. Вы, и правда, не антисемиты.Просто вы жадные ребята: приватизировали русский язык, и восседаете на нем, как на сундуке с бабушкиным наследством :"Не трожь мое!" Ничего тут вашего нет - мы все языкотворцы. Марк Азов

<Марк Азов> - 2004/03/22 02:37
Да-а-а, Марк. Языкотворец Вы изрядный...
:)

<Константин Коленников> - 2004/03/22 09:48
Извините, друзья, за опечатки в моем сообщении. Я не специально. Просто расстроилась из-за "эвелины-киски"...


<Борис Комиссаров> - 2004/03/27 16:33
От Эвелины Ракитской
Друзья, в тысячный раз видишь реплику хороших людей - "В концлагерях были не только евреи". Конечно, не только.
Но разные народы были там с разной целью. Отсюда и непонимание между людьми в этих дискуссиях. Просто не все знают незыблемые исторические факты, которые все есть в учебниках,если их внимательно читать. А дело в том, что по отношению к разным народам у Гитлера были разные цели.
У Гитлера была программа: евреев и цыган истребить полностью, а других - использовать по возможности живьем. Он многого добился на этом пути. На оккупированных территориях СССР в уничтожении евреев и цыган немцам помогало и местное население. Были, естественно, и другие люди из местного населения - кто не помогал немцам в уничтожении евреев, а прятал евреев. Всё это факты.
В концлагерях евреи шли в обязательном порядке в печь и крематорий. А другие - не все и не всегда, потмоу что славянские народы Гитлер хотел превратить в рабов. Поэтому, когда занимали деревню, то молодых украинцев и русских угоняли на работу в Германию, а евреев закапывали живьем или расстреливали и сваливали в большую яму.

Если цифры нужны, я их тоже приведу. Например: в Литве было до войны более 100 тысяч евреев. После войны осталось 144 человека. В Белоруссии некоторые города в черте оседлости имели по 60-80 процентов евреев, после войны - сотые доли процента.
Если это все просто понять, то и отпадет почва для взаимных обид - кто больше пострадал и т.д.

<Борис Комиссаров> - 2004/03/27 18:43
Все согласны, что в концлагерях были не только евреи, но никто не верит, что я не антисемит. Так вот ярлыки и приклеиваются :)

Еврей я, успокойтесь.

<Константин Коленников> - 2004/03/30 16:16
Как, а я? Я ж сказал сразу сказал, что верю!:) Человеку надо верить.

<Михаил Польский> - 2004/03/31 21:15

Сердечное спасибо от меня Марку и Эвелине, подключившимся к разговору, к сожалению, слишком поздно и не очень удачно технически. Думаю, всё уже сказано выше, и даже не столько в дискуссии, сколько в стихах. По-моему, на вопрос "антисемит ли ты?" человеку (и даже еврею) иногда бывает трудно ответить однозначно. И чем в большие глубины души повергает его размышление над этим вопросом, тем лучше. Я верю, что там, в самой глубине, есть на него ответ. И ответ этот - "да" или "нет" - проявление духовной зрелости. В жизни каждого человека наступает момент, когда невозможно уйти от этого ответа. С кем ты? С пособниками нацистов, или с Праведниками Мира? Третьего, к сожалению, не дано.

<Михаил Польский> - 2004/03/27 21:12
 

Чтобы присоединиться к дисскуссии, воспользуйтесь этой формой

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 

вверх

Рейтинг@Mail.ru