На главную сайта

К оглавлению раздела "Выставка-ярмарка"

Библиотека завтрашней книги

<<Что такое студия "Корчак"?

Александр Баршай
Александр Баршай

ПРАОТЕЦ АВРААМ ЛЮБИТ ИХ

Представляю вниманию посетителей сайта книгу друга нашего Дома Корчака журналиста Александра Баршая.

Один из очерков, помещённых в этой книжке показался особенно интересным сегодня, когда решается участь ещё нескольких частей израильской земли, как некогда это было с Синаем. Что получили мы в обмен на Синай? Чему сегодня, в феврале 2005 года, может научить эта печальная история?

Осип Премингер - бывший поселенец на СинаеЯмит-82: жертвоприношение

Осип Премингер, известный в Израиле "столяр из Ямита" и мой друг 30-летней давности, очень не любит ворошить старую рану — уход Израиля из Синая, варварское разрушение молодого города Ямита, который Осип строил своими руками и где были у него с Таней свой дом и своя мастерская, где родилась их четвертая, самая младшая дочь Аня, где мощно и весело начала прорастать новая жизнь первых поселенцев этого прекрасного приморского города в Синайской пустыне.
Это случилось в последние дни апреля 1982 года. Очередная годовщина тех печальных событий и стала поводом к тому, чтобы Осип после наших с Таней (его женой) настойчивых просьб, наконец, заговорил. Заговорил в свойственной ему ироничной, подчас иносказательной, подчас парадоксальной манере. Он начал издалека - с завоевания Сибири Ермаком. Может быть, потому, что Осип и сам был сибиряком, правда, невольным. Его родителей советская власть выслала в Сибирь, в Томскую область из Черновиц перед войной, а сам Осип родился в небольшом городке Колпашево в сорок пятом году и прожил там много лет.
- Освоение Сибири Ермаком, - говорит он, - не идет в сравнение с моим освоением Ямита. И напоминает о том, что слово "освоение" происходит от слова "свой", то есть, освоить, значит, сделать своим.
Известно как Ермак "освоил" Сибирь для России, известно, как Россия в свое время "осваивала" ту же Чечню (и продолжает "осваивать" сейчас), Курилы, славный город Калининград-Кенигсберг, немало других территорий. И, конечно же, никуда отступать с них не думает. Более того, об этом непозволительно даже и думать. Есть в мире немало и других примеров подобного освоения. Скажем, Фолъклендские (Мальвинские) острова, "освоенные" Англией под самым боком у Аргентины.
Освоение же Синая оказалось не столь успешным. Вообще отступление с Синая - труднопонимаемое событие, - задумчиво говорит Осип...

- Как же все происходило, напомни, Осип?

- В 1977 году к власти в стране пришел блок правых партий во главе с Ликудом. Коалицию возглавил Мена-хем Бегин. Новый глава правительства быстро пригласил в свою команду "мапайника" Моше Даяна, отдал ему пост министра иностранных дел и послал туда-сюда. Были разные встречи: с Чаушеску, с королем Марокко... В такой вот ситуации прибыл в Иерусалим президент Египта Анвар Садат. Ему что-то пообещали, и он приехал. В аэропорту все его встречали с почестями -правые, левые и кому не лень. Постелили ковровую дорожку, жали ему руку, говорили любезные речи. Садат выступил в Кнессете с довольно агрессивной речью. Садат говорил об Иерусалиме, называя его Эль-Кудс, как о колыбели палестинской культуры, он требовал отступления Израиля со всех завоеванных территорий. Садат говорил, а внимательные слушатели его как бы слушали и не слышали. Как бы там ни было, дело дошло до переговоров в Кемп-Дэвиде, а кемп-дэвидские соглашения привели нас к эвакуации...

Менахем Бегин перед началом переговоров приезжал в Ямит, выступал на площади перед всем честным народом и сказал: "Если в Кемп-Дэвиде будут говорить об эвакуации поселений, я соберу чемоданы и уеду". Собирал он там чемоданы или нет, но вернулся из Америки с соглашениями о полном отступлении из всех поселений. Каковое и состоялось весной восемьдесят второго. К этому времени мы прожили в Синае семь лет. Некоторым поселениям было уже десять лет...

Есть поселения, есть какая-то жизнь, образуются связи, отношения. Для многих Ямит был первым домом в Израиле. Молодые люди. Новые эмигранты. И даже для многих коренных израильтян это был первый дом. Кто-то родился там, некоторые успели умереть. Были среди жителей Ямита и те, кто завоевывал Синай, воевал там. Словом, было население. И в эмоциональном смысле - уходить было очень неприятно.

Вообще отступление - вещь весьма неприятная. Нельзя сказать, что это проходило с восторгом. Если, скажем, принимали Садата в аэропорту с некоторой эйфорией, то есть, было некоторое волнение, праздник был такой, то отступление с Синая было принято народом неприязненно. И неприязнь эта странным образом изливалась в основном на поселенцев - врагов народа. Средства массовой информации сконцентрировали свой желто-праведный гнев на жителях Ямита. Ямит был самым крупным поселением в Синае, ближе к центру страны, журналистам было проще туда добраться. Словом, антипоселенческая пропаганда сконцентрировалась на жителях Ямита. Ямит стал как бы символом отступления. По замыслам предыдущих правительств - от Голды Меир и до Менахема Бегина - Ямит должен был стать в будущем городом с полумиллионным населением, с глубоководным морским портом и так далее. Покойный Ицхак Рабин дважды выступал в Ямите, трепал языком в том же духе...

Суета сует и томление духа...

Я могу только сказать, что мы были весьма опечалены таким поворотом событий. С точки зрения демократии все было в порядке - большинство израильтян было "за" - лишь бы их не трогали. Сопротивление было мизерным и, можно сказать, искусственным. Поселенческая организация Туш эмуним" при парадоксальном содействии правящих кругов (включая финансирование) организовала движение "Остановить отступление в Синае"...

Местное сопротивление - скажем, жителей Ямита -было ничтожным. Речь шла только о том, когда и сколько денег получить в качестве компенсации материального ущерба. Наше сопротивление было задушено, поскольку мы оказались как бы заложниками...
Трудно было бороться против отступления, когда весь твой дом и добро были заложены - ни продать, ни двинуться куда-то нельзя было, ибо компенсация за оставляемое имущество была в руках правительства. Действительно, речь шла о том, сколько денег... И это муссировалось в прессе с соответствующими акцентами и комментариями. Неприязнь к жителям Ямита была повальной. И какие бы суммы они ни получали, цены на квартиры росли быстрее (из-за слухов и той же прессы). к тому же тогда была невероятная инфляция - 10-15% в месяц, начался также крах биржевых акций. Все делалось в дикой спешке, впопыхах, и... не многие вернулись с поля...

По прошествии двух-трех лет пресса начала нас жалеть, газеты стали писать о числе разводов среди бывших жителей Ямита, о стрессах, сердечных присту-пах, понесенных убытках, потерянных на бирже деньгах и так далее...

Словом, отступление - это печальное явление. Нет героев. В лучшем случае есть интервьюируемые, вроде твоего собеседника. Город был разрушен до основания распахали бульдозерами за несколько дней, а что не "пахалось", то взрывали. Египтяне предлагали заплатить за Ямит 80 миллионов долларов. Это стоимость сооружений и коммуникаций. Земля-то как бы их. Но правительство наше отказалось - по каким-то для меня до сих пор не ясным причинам. И вразумительного ответа на вопрос, почему же был разрушен город, я так и не получил. Да и спросить-то вроде некого было.

- Давай, тебя спросим...

- Это был некий театральный, драматический жест: смотрите, мол, Карфаген разрушен, - чтобы вызвать сожаление и сочувствие мира (которому на самом деле было начхать на все это). Ведь мало того, что правительство не взяло хоть какие-то деньги за город (80 миллионов долларов это, согласись, лучше, чем ничего), но и затратило огромные деньги на разрушение поселений. Словом, некоммерческое было мероприятие...

И в этом плане я могу понять правительство, потому что наша семья так же - некоммерчески - отказалась от компенсации. Что вызвало очень пристальный и здоровый интерес журналистов к нам. Вместо того, чтобы докапываться до причин разрушения города, они пытались докопаться до причин нашего отказа... Газетчиков больше интересовало, сколько мне дают и почему я не беру. Интерес был в основном желто-зеленый. То есть, сколько долларов предлагают и от какой суммы мы отказываемся.

Но почему ничего не взяли за Ямит, а разрушили его - этим никто не интересовался. А могли бы ведь как в Шарм-аш-Шейхе, точнее - в Офире, опустить флаг, поднять другой и тихо-мирно уйти. Культурно ретироваться.

Тема театрального спектакля, трагикомедии в Ямите была халтурно освещена в средствах массовой информации. Ангажированные журналисты отсняли все это на пленку, расписали в газетах. Часть событий была героизирована, а жители Ямита - демонизированы - мол, они хотят урвать у бедного государства, которое и так пострадало.

Короче говоря, это было жертвоприношение. Мы были агнцами для заклания. Естественно, что жертву надо очень не любить, чтобы ее благополучно зарезать...

- Осип, а как ты думаешь, история Ямита и в целом Синая может послужить каким-то уроком в нынешней ситуации? Проще говоря, отдадут Гола-ны, как когда-то Синай, отдадут Иудею и Самарию, отдадут Иерусалим или нет?

- Все в руках Божьих. Может быть, все будет тихо-мирно, как в Шарм-аш-Шейхе: опустим израильский флаг, они поднимут свой и спокойно разойдемся. А может, затеют какой-нибудь спектакль, вроде ямитского. Как знать... Знаю только, что отступление - это печально, неприятно...

- Осип, на носу выборы премьер-министра Израиля и депутатов Кнессета. Кому бы ты отдал предпочтение, за кого будешь голосовать?

- За тех, кто в пути! За разрушенные города и села! За поруганных жен и дочерей!

Осип делает воинственный жест и швыряет скомканную бумажку в мусорный бак, наполненный стружками и обрезками дерева...

- В урнах решится наша судьба...

Осип улыбается, а я думаю: шутит Премингер или и впрямь проголосует в мусорный бак?

1998 г.

Другие материалы книги:
  • Я не выбирал их по списку (вместо предисловия)

  • Жизнь и судьба Авраама Шифрина

  • Еврейский "источник жизни" в России (О раввине Адине Штейнзальце)

  • Лариса Герштейн: от завещанного не уйдешь

  • Еврейское счастье Хаима Бровендера

  • Ямит-82: жертвоприношение (Бывший Синайский поселенец Осип Премингер)

  • "Ротари": Интернационал добрых людей (Рут и Люсьен Харрис)

  • Год "чистого моря" Ларисы Гринберг

  • Праотец Авраам любит его (Писатель Ицхак Орен)

  • Поэзия как бытие (Поэтесса Рина Левинзон)

  • "Пока я помню, я живу..." (Фильм Изи Герштейна, в котором дочери Михоэлса Наталья и Нина рассказывают о судьбе отца)

  • Таня Премингер: "Я думаю вместе с камнем"

  • Судьба дуэта в Израиле (Фаина Хрмаи и Михаил Батурин)

  • Возвращение Льва Аксельруда

  • Имя и судьба (О книгах Михаила Ковсана "Имя в ТАНАХе" и "Иерушалаим в еврейской традиции")

  • Саул Абрамзон: история смертельного оскорбления

Я не выбирал их по списку (вместо предисловия)

Один из наиболее самобытных и глубоко мыслящих современных израильских писателей - Ицхак Орен еще лет двадцать пять назад убежденно говорил: «Я всем сердцем верю, что праотец Авраам любит меня». Человек чрезвычайно скромный и сдержанный, никогда не стремившийся к популярности и славе, писатель в данном случае нисколько не преувеличивает свою самооценку. Ибо он убежден, что тот, кто всей душой предан родной земле -Израилю, кто верит в безграничные возможности своего народа, кто терпеливо, честно и с тщанием возделывает свою делянку на поле еврейской культуры, экономики или общественной жизни, того наверняка возлюбил и благословил могучий наш патриарх Авраам, ставший нравственным символом нации.
Ицхак Орен (Надель) - безусловно, один из таких людей. Послушайте, как говорит он о своем Отечестве - Государстве Израиль, и вы тоже поверите в глубокую духовную связь писателя с первым евреем на Земле - Авраамом-авину (может быть, не случайно сам Орен носит имя сына Авраама - Ицхака):
«Государство, которое не только служит надежным убежищем для всякого гонимого еврея, но и является той спасительной гаванью, где может найти приют истерзанная еврейская душа, если только еврею не угодно терзать свою душу до бесконечности...»
А вот кредо - символ веры Ицхака Орена:
«Я верю всей душой, что еврейскому народу предназначена в истории человечества миссия космического порядка, которая представляет собою ступенчатый процесс включения человеческого рода в творческую активность Вселенной...»
Я думаю, что наш праотец наверняка любил и своего тезку - Авраама Шифрина, ныне, к сожалению, покойного -бесстрашного рыцаря сионизма, который не побоялся бро-сить вызов самому страшному в мире режиму - сталинскому. Он не сломался, не согнулся ни после смертного приговора, позже замененного 25 годами заключения, ни после 14 лет ГУЛАГовских лагерей и ссылок, ни после потери ноги, простреленной на войне, а затем промерзшей в застенках Лефортова - главной советской тюрьмы.
Я познакомился с этим необыкновенным человеком за год до его смерти, летом 1997 года. Он рассказывал мне о своей жизни более шести часов, и результатом этой встречи стал мой скромный очерк об Аврааме, нигде до сего дня не публиковавшийся...
К сонму замечательных наследников Авраама-авину, с достоинством исполняющих свое предназначение на Земле, или, как говорят на иврите, свой тафкид, без всякого сомнения, принадлежит великий иерусалимский мудрец раввин Адин Штейнзальц - подлинный герой и подвижник возрождения еврейского самосознания на гигантских просторах России и других государств бывшего СССР. И это лишь одна из граней его масштабной просветительской, педагогической, философской, религиозной деятельности. Об этой-то грани и рассказывается в очерке «Еврейский «источник жизни» в России».
Так же, как и для Ицхака Орена, любовь к этой земле, сопричастность с судьбой своего народа - главные ценности в жизни и творчестве Рины Левинзон - тонкой лирической поэтессы, для которой поэзия - «как бытие, которое не выбирают. Так раненый олень копье несет, пока не умирает».
Патриа миа... Дождями омой
Рыжую землю мою.
Что я могу - только голос немой,
Тот, которым пою.
Только могу над тобой ворожить,
Чтобы беда стороной.
Только и знаю - на родине жить,
Маленькой, нежной, одной.
Поклон тебе, Рина, от праотцов и праматерей наших, живших когда-то на этой рыжей земле!..
Каждый в меру сил и таланта творят и служат этой земле, несут свое копьё призвания и другие герои моей книги - композитор и пианист, скромнейший и очень глубокий человек Михаил Бурштин и его жена пианистка
Фаина Хармац, создавшие замечательный фортепианный дуэт, один из наиболее ярких в Израиле;
Михаил Ковсан - сотрудник иерусалимского Института изучения иудаизма имени Шехтера, автор двух увлекательных книг, вводящих русскоязычного читателя в огромный, сложный, но потрясающе интересный духовный мир иудаизма, - «Имя в Танахе» и «Иерушалаим в еврейской традиции»;
заместитель мэра Иерусалима Лариса Герштейн - талантливая и одержимая во всем, чем бы она ни занималась -- будь это пение, общественная деятельность или журналистика;
мой старый друг Осип Премингер - известный в Израиле «столяр из Ямита» - большой умелец и выдумщик, насмешник и мудрец, вместе со своей семьей испытавший драму израильского поселения Ямит в Синае, которое, как и весь полуостров, было отдано Египту и разрушено, распахано до пустынного песка. Это и его жена Таня Премингер - мощный скульптор с острым и независимым взглядом на мир, сильная и бесстрашная женщина, художник и каменотес, путешественница и фотограф, хозяйка гостеприимного дома и мать четырех талантливых дочерей.
Словом, это все, о ком я написал и кому с благодарностью и признательностью посвящаю эту книгу. Разумеется, все они живые и разные люди, со своими достоинствами и недостатками. Я не выбирал их по какому-то списку, по каким-то, заранее оговоренным критериям. Просто, именно эти люди встретились мне на моем жизненном пути и именно их судьбы показались мне достойными читательского интереса.

Александр БАРШАЙ
Иерусалим - Эфрата - Элазар 1996-2001 гг.

Если хотите заказать эту книгу, напишите Александру Баршаю:
 

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 

 

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня