На главную сайта

Что такое студия "Корчак"?


Работа на тему
К фашизму и антисемитизму:
взгляд сквозь призму школьного курса литературы

Коваленко Яны Николаевны
Учебный руководитель
Герус Светлана Борисовна

(продолжение 1)


Перевод с украинского Михаила Польского

  Слово «против» в литературе XX в.

  2.1.  Альбер Камю «Чума»  

   Роман «Чума» написан в 1947 г. выдающимся французским писателем и мыслителем Альбером Камю. Это произведение является вершиной его творчества.

   Чума в романе – это символический образ фашизма, войны, а также метафора абсурдности бытия, зла во всей его многоликости и непобедимости. Сам автор разъяснял: «Явное содержание «Чумы» - борьба европейского Движения Освобождения против фашизма». В этом романе автор стремится передать атмосферу духоты, (палящее солнце, нестерпимая жара, постоянная угроза смерти). Антифашистская тема – это только первый план произведения. Писатель расширил образ значения чумы на бытие в целом. Следовательно, образ чумы – это зло вообще, против которого борятся и пытаются победить. Болезнь появляется как будто неизвестно откуда и распространяется с катастрофической скоростью и смертельной угрозой, её не хотели и боялись признать. Вскоре она приобретает угрожающий масштаб, унося жизни тысяч людей: «Эпидемия усиливается. Отрезанные от внешнего мира и перепуганные смертельноё опасностью люди чувствуют себя обречёнными.» (3, ст.319). Против болезни находят сыворотку, которая вначале не помогает и только позже даёт желанные результаты: «Чума идёт на спад.» (3, 336). А позже «вследствие непреложных законов чума отступает». Чума побеждена, люди празднуют победу. Но последние слова автора – это больше чем предосторожность – это предвидение: «И правда, прислушиваясь к  радостным крикам, что доносились из центра города, Рие вспомнил, что любая радость под угрозой. Ведь он знал то, чего не знала это счастливая толпа и о чём можно прочитать в книжках: бацилла чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, десятилетиями она может дремать в каком-нибудь закоулке мебели или в бельевом ящике, она терпеливо ожидает своего часа в спальне, в подвале, в бане, в носовых платках и бумагах, и, возможно, настанет день, когда на горе и в науку людям чума разбудит крыс и пошлёт их дохнуть на улицы счастливого города» (3, ст.337).

   Всего чума продолжалась 8 месяцев, фашизм – несколько десятилетий, антисемитизм – столетиями. Как и чума фашизм расширялся быстрыми темпами и имел ужасающие последствия: гибли тысячи людей ни за что. Его боялись признать. Против него боролись, но безрезультатно. Такой силе как фашизм некоторое время не могло противостоять ничто. Он приобретал катастрофические масштабы, имел возможность карать и миловать. Под угрозой были все люди. Первые попытки противостояния ни к чему не приводили. Это была разобщённая, не всеобщая борьба. И только, когда за дело взялось большинство, болезнь удалось преодолеть, придушить… но не уничтожить. Как и чума, фашизм исчез на время, затаился, но всегда остётся угроза нового его появления, всегда остаётся страх, который преодолеть почти невозможно.

   Как мы знаем, рядом со злом всегда шло добро. В произведении добро формально олицетворяет доктор Бернар Рие. Он также является олицетворением Движения Сопротивления, борьбы и деятельности. Вопреки своему неверию во всемогущество, он знает, что должен хотя бы что-то делать, пытаться чем-то помочь. Он преданно делает своё дело, жертвуя собой. Его стремление – помочь людям, противостоять злу, а главное – не терять надежды. Наперекор всей безысходности, Рие не становится бездеятельным и непричастным: «Когда видишь, сколько беды и горя приносит чума, нужно быть сумасшедшим слепцом или просто негодяем, чтобы примириться с нею». (1, ст.235). не смотря на свою профессию, врач не может примириться с горем и смертью, хоть для него в этом нет ничего удивительного.

   Врач Рие – это олицетворение мятежный людей, которые нашли в себе силы сказать «нет». Они протестуют против зла, борются с ним. Можно сказать, что это тот народ, на головы которого свалились ненависть, гонения и преследования. Этот народ не расставался с надеждой вопреки всей опасности. Не мог смириться с жестокостью и смертью, но смело смотрел ей в глаза и отчаянно боролся. А также, это были просто те люди, которые не могли и не хотели просто наблюдать, стоять в стороне, это те люди, которые поднимали свой голос в борьбе против зла.

  Можно сказать, что обец Панлю, который слепо верил в Бога, олицетворяет людей, которые слепо верили идее и доверяли слову. Эти люди без колебаний выполняли приказы, как Панлю без колебаний отдавал всё в руки Божьи. Раймон Рамбер – человек который абсолютно чужд проблемам города и пытается его покинуть разными способами. Но, когда ему удаётся договориться о выезде, он отказывается. Благодаря Рие. Увидев отчаянно-героическую работу врача, он остаётся: «Стыдно быть счастливым в одиночку …» (1, ст.234). Р амбер – это те люди, которые вначале закрывали на всё глаза, не хотели видеть правду, отворачивались от горя людей, считая его чужим. Но со временем они меняют свою точку зрения и становятся на путь борьбы.

   В романе городская пресса отмалчивалась, администрация искала любой повод, что-бы не признавать болезнь. Также было и в мире. Все молчали, первые годы деяния фашизма замалчивались. Но когда уже правду спрятать стало невозможно, она явилась миру со всей жестокостью, которая была способна заставить людей переосмыслить жизнь и ценност и .

   Это произведение и в н а ше время является очень актуальным, потому что поднимает много современных проблем. Люди должны научиться смело смотреть в глаза страха, угрозы и дать им отпор. Они должны быть готовы дать отпор любой чуме.

   Именно потому, что это очень интересное и актуальное произведение, я провела анкетирование (см. Приложение №2) среди ровесников, которые его читали. Каждый понимает под «чумой» не только болезнь, но зло вооб щ е, во всех его видах. И то, что автор хотел показать в произведении – тоже поняли. Таким образом, люди понимают, что чуму (во всех значениях) победить невозможно и что бесследно она не исчезает, также как и «коричневая чума», но в то же время считают, что сидеть, сложа руки, также нельзя. Ведь бездеятельность свидетельствует о слабости, страхе, которые в данной ситуации недопустимы. И так как это произведение поднимает много проблем и вопросов, которые будут существовать, к сожалению, ещё долго, то, как показало анкетирование, произведение будет оставаться актуальным. Его следует прочитать каждому. Возможно, оно научит чему-нибудь и «зачумлённых» и бездеятельных. А может быть, это и станет вакциной против НЕОЧУМЫ.

  <<Назад   << К оглавлению раздела    К продолжению 2 >>

Напишите автору

Вверх

<<На главную сайта Дом Корчака в Иерусалиме  


 

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня HotLog