На главную сайта

Что такое студия "Корчак"?

Работа на тему
К фашизму и антисемитизму:
взгляд сквозь призму школьного курса литературы

Коваленко Яны Николаевны
Учебный руководитель
Герус Светлана Борисовна

(продолжение 3)


Перевод с украинского Михаила Польского

III. Антисемитизм в литературе  

    В литературе всегда рядом с осуждением было открытое неуважение, ненависть. Она могла возникнуть вследствии веры в застарелые стереотипы или личной ненависти из-за каких-то причин. Но это не оправдывает авторов. Ведь если такие люди верили в глупости, то что можно сказать про простой народ, взглядами которого можно было руководить, манипулировать через литературу.

   Во многих знаменитых произведениях пропагандируется открытая ненависть между народами. Таких примеров очень много, некоторые из них приведены ниже. Но почему при рассмотрении произведения внимание на враждебное отношение к другому народу не акцентируется? Если бы только не замечали, ноборот – согласны, замечают и поддерживают. Почему большинство людей, которые читают произведения не  задумываются над этим вопросом? Ведь это в наше время имеет очень большое значение. А мы ещё говорим про терпимость и толерантность, значения которых многие люди даже не знают.

   В этом разделе рассматриваются несколько произведений, которые выявляют и, в какой-то степени, формируют межнациональные отношения. 
 

III .1. Николай Гоголь «Тарас Бульба»

 

  И сторическая повесть, нписанная в 1835 году выдающимся российским писателем Н.Гоголем. Э то произведение рассматривается по программе в 7 классе общеобразовательной школы. В основе повести – борьба казаков за освобождение, признание украинской нации.

   Главный герой – Тарас Бульба, пример казака образцового с любой точки зрения. Он показан мужественным, разумным, храбрым. Но с другой стороны он грубый и жестокий. А его отношение к народу, который долгое время проживал на территории Украины и перенёс с нею много горя, даже и терпимым назвать нельзя. Сказать, что он является абсолютно позитивным героем нельзя, ведь если он жесток по отношению к другим людям, то это уже не свидетельствует в его пользу.

  Как известно, автор наделяет персонажей такими чертами, какими надеется наиболее полно выразить образ. Из этого можно проследить, какое отношение самого автора не только к своим персонажам, но и к людям, которых они олицетворяют. Так, Тараса Бульбу автор превозносит, а второстепенного персонажа – еврея Янкеля – наделяет такими чертами, которые могут вызвать отврашение у любого человека, который ве рит в стереотипы, созданные врагами этого народа.

   Самое первое, с чего хотелось бы начать, это то, что слово «еврей» в произведении не употребляется, есть только одно выражение – «жид». Как-то я слышала мнение одного образованного человека, который сказал, что «жид» - это литературное слово. Но слова хохол и кацап тоже следует считать такими, но почему-то их так часто не употребляют в литературе.

   Очень часто люди судят других по внешности, а в произведении она описана с точки зрения завзятого антисемита: «…высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом…» (5, ст.40). Да и описания других евреев произведения не лучше, если не хуже: автор их описывает чахлыми, грязными, худыми (см. Приложение №5). Вспоминается «Дневник Анны Франк».

   Автор наделяет представителей еврейской национальности такими чертами характера, что кажется, что это самые заклятые враги людей. Он лишает их всякой морали, будто им не присущи никакие человеческие чувства. Например описывалась их неаккуратность и неопрятность, будто они специально купались в грязи (см. Приложение №6). Но из истории известно, что в такие условия существования этих людей поставила власть, ведь в местах, где проживали евреи, невозможно было повернуться, такое было скопление людей. В повести евреи предстают как кровопийцы, арендаторы (см. Приложение №7), главное для которых деньги.: «Жид тот час схватил полотенце и накрыл им червонцы. – Ай, славная монета! Ай, добрая монета! – вертя один червонец в руках и пробуя на зубах…» (5, ст.102). Они не имеют никакой храбрости и гордрсти: «Бедные сыны Израиля, растерявшие всё присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках, и даже заползали под юбки своих жидовок…» (5, ст.40). в час опасности Янкель отказывается от своих: «Те совсем не наши, те, арендаторствуют на Украйне! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды, то чёрт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить!...» (5, ст.40). чувствуется также, что автор стремится показать, что они вовсе не имеют самоуважения. Хотя на самом деле это совсем не так.

   Много чего нам может сказать отношение героев к евреям. Эту, мягко говоря, нелюбовь к ним можно видеть в обращениях Тараса Бульбы: «Пропади они, собаки! – вскрикнул, рассердившись, Тарас. – что ты мне тычешь своё жидовское племя» (5, ст.68). Или: «Врёшь, свиное ухо» (5, ст. 69).

   За то, что Янкель рассказал Тарасу горькую, но всё-таки правду, тот рассвирепел: «Врёшь, чёртов Иуда! – закричал, вышед из себя Тарас. – Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый богом человек! Я тебя убью, сатана!» (5, ст.70). Но, когда герою была необходима помощь, он обращается к тому же самому еврею Янкелю, но своё мнение не меняет, так как считает, что его взгляды правильные и в них нет ничего такого, за что можно было бы его осудить. Он открыто высказывает своё убеждение: «А вы, жиды, на то уже и созданы. Вы хоть чёрта проведёте; вы знаете все штуки; вот для чего я пришёл к тебе!» (5, ст.102). Не только в этом случае еврейский народ обвиняли в колдовстве и в связях с сатаной, и только из-за этих абсурдных подозрений могли убить. Но если кому-нибудь была нужна помощь, то люди ни на что не обращали внимания. Вцелом, казаки разделяли отношение Тараса Бульбы.: «Перевешать всю жидову! – раздалось из толпы – пусть уже не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть уже не ставят значков на святых пасках! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!» (5, ст.40); Как? Чтобы запорожцы были с вами братья? – произнёс один из толпы. – не дождётесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев» (5, ст. 41).

   Следовательно, для Гоголя образ еврейского народа является полностью негативным и отношение к нему безнадёжно непримиримое.

   По итогам анкетирования, которое я провела (см. Приложение №8), для одних читателей Тарас Бульба является полностью позитивным героем (зашитник Отечества), для других – нет (берётся во внимание не только любовь к Украине). Но то, что главный герой свободен от человечности и толерантности, видят почти все. И также нельзя сказать, что все его мысли и дела заслуживают уважения, и что их можно наследовать или одобрять. В этой анкете я также хотела выяснить, разделяют ли читатели убеждение Тараса Бульбы относительно Янкеля и еврейского народа вообще. Но ни один человек не считает Янкеля негативным героем. Для меня такой ответ является надеждой на то, что национальность не будет критерием относитально характеристики людей.

 

    << Назад     << К оглавлению раздела    К продолжению 4 >>

Напишите автору 

Вверх

<<На главную сайта Дом Корчака в Иерусалиме  


 

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня HotLog