На главную сайта

БИБЛИОТЕКА
РЕДКОЙ
КНИГИ

Злата Зарецкая

ФЕНОМЕН ИЗРАИЛЬСКОГО ТЕАТРА
Взгляд в историю и современность

ПРОДОЛЖЕНИЕ 3

<<НАЗАД
<<К НАЧАЛУ

За пять лет существования (1970-1975 гг.) израильская "Ла-Мама" по­казала: "Шир ха-ширим" - "Песнь Песней" реж. И.Нееман; "Ихйе" - "Да будет!" реж. М. Кокозовская; "Ха-пашут" - "Простодушный" Баал Шем Това, реж. М.Бранзел; "Ха-дерех" - "Путь" Р.Йерушалми, "Ми ецилейну ми-раав?" - "Кто спасет нас от голода?" реж. А.Ицхак.

Спектакли создавались коллективно: каждый вносил в известную сюжетную рамку свою импровизацию. (Влияние "Ла-Мамы Тель-Авив" ощущается в созданном Риной Йерушалми в 1990 г. ансамбле "Итим" (Предназначенные), прославившемся в 1996 г. танахическим спектаклем "Ве йомер, ве йелеха" — "И скажет Он, и ты пойдешь" - две части из работы над Пятикнижием Моисеевым.)

"Группа Театр Иерусалима" существует до сих пор. Ее известность началась в 1982 г. со спектакля "Маасе Брурия" - "История Брурии" (А.Эли-он, реж. Д.Миллер), получившего три премии. Ализа Элион: "Свободное использование еврейских источников не ради религиозной проповеди, но во имя пробуждения коллективного подсознания, ради формирования неповторимого облика израильской культуры" - в этом был секрет успеха.

В том же ключе (но с меньшим резонансом) были поставлены "Элеф Эстер ве хестер" - "Тысяча Эстер и тайн" А.Элион, реж. Д.Миллер, "Аль мита ве метот" - "О любви и смерти" А.Элион, реж. М.Котляр, "Хедей тфила" - "Эхо молитв" - Р.Видер, "Сара" А.Элион, реж. С.Вакнин, "Ха-тиква" - "Надежда" Р.Видер, реж. Й.Порат...

Вершиной движения "Театр на обочине" явилось создание ежегодного фестиваля альтернативного театра в Акко в 1980 г. по инициативе О.Котляра, Л.Порат и Й.Фроста. Зародившийся по модели международных театральных празднеств в Эдинбурге и в Авиньоне, Аккский фестиваль, не соревнуясь с ними ни в объеме (там 40 дней и более 1000 спектаклей, здесь 4 дня - только на Суккот, и около 100 спектаклей), ни в качестве (там международный конкурс, здесь — внутригосударственный), тем не менее стал отдельным явлением мировой культуры.

Акко - это и народный праздник, где "параллельные группы" привлекают в свободном творческом общении вовсе непредвзятую широкую публику, в большинстве своем не посещающую профессиональный театр. С другой стороны - это лаборатория экспериментальных новых театральных течений, где испытываются на выживаемость самые необычные сценические идеи творцов Израиля. Непредсказуемая архитектура каменных анфилад Старого города, построенного еще крестоносцами и арабами в эпоху позднего средневековья, служит естественной декорацией, которая пробуждает фантазию и предопределяет открытия (хотя, к сожалению, не спасает от провалов).

Лучшим спектаклям Аккского фестиваля свойственны атмосфера диалога сцены и зала по поводу острейших проблем Израиля: общественной мифологии и реальности, веры и критики, психологии "врагов-друзей", автопортрета сквозь культурное и историческое наследие, этики любви, смерти и - выживания несмотря ни на что! Сделанные в большинстве своем в провокативной, порой агрессивной аудиовизуальной форме с подключением всех возможных цветовых, музыкальных, пространственных, световых, шумовых, вкусовых и даже тепловых средств, они никого не оставляют равнодушными. Среди знаменитых постановок Аккского фестиваля "Хупа шхора" - "Черная свадьба" Ш.Хасфари, "Ха-шед ха-ахарон" - "Последний черт" по Й.Башевису-Зингеру, реж. Й.Эвен-Шошан, "Арбайт махт фрай" Д.Мааяна - знаки ментальности нового поколения израильтян.

Театр "Симта" (Закоулок) был создан в 1981 г. в Старом Яффо специально для круглогодичного проката экспериментальных постановок. Основатель театра Нико Нитай - профессиональный актер, режиссер, драматург и продюсер - сам по себе "альтернативное" явление.

Середина 70 гг., война "Судного дня" были для него, как и для многих деятелей искусства, поворотным моментом, заставившим прозреть, пересмотреть все и предъявить счет к себе и к своему творчеству. Будучи признанным деятелем И.Т. (играл и ставил в "Охел", "Бимот", "Хайфском драматическом", "Хабиме"), он ушел отовсюду во имя поисков своего пути.

В 1975 г. - через два года после войны Судного дня - он создал спектакль "Нефила" (Падение) по А.Камю, предопределивший его судьбу и открывший новую грань в современном И.Т. Сыгранный в 1975 г. в молодежном клубе "Бейт Ховен" на площади Дизенгоф в Тель-Авиве, без сцены, в форме философского диалога героя с каждым из зрителей, об иллюзиях и степени нравственного падения каждого, спектакль превратился в суд, где искусство Н.Нитая до сих пор - терапевтическое средство для самоочищения. Интимный театр, где публика не просто цель, но интегральная часть драматургии - этот образ театра Н.Нитай сохраняет и поныне.

В 1978 г. "Бейт Ховен" сгорел, и спектакли были перенесены в его дом на севере Тель-Авива на ул. Захария 26. Салонный домашний театр был назван "Та-Этрон" (Келья Эфира). Здесь в 1978 г. была показана вторая часть авторской трилогии Н.Нитая "Л.С.Дионисус". Спектакль был построен как диспут с присутствующими о наркотике игры, о спасительном безумии творчества, определяющем личность Человека. Мастер сценической техники, Н.Нитай. использует ее для того, чтобы согреть каждого, превратить в своего собеседника и друга. Взаимный анализ во имя творческого самоизлучения был характерен для этого спектакля, который представлял Израиль на фестивалях во Франции в 1979 и 1980 гг.

В 1980 г. в домашнем "Та-Этроне" была показана третья часть трилогии "Наслаждение, сводящее с ума" (Пинук матриф) - авторская работа Н.Нитай по Э.Ажару, где он сыграл чиновника, живущего вместо любимой — с питоном. Трагикомедия Н.Нитай оказалась разговором о дискоммуникации, духовном вакууме, болевом для современности.

В 1980 г. в качестве режиссера спектакля "Духовный человек всегда побеждает" (Иш ха-руах тамид мацлиах ве менацеах) Н.Нитай участвует в Первом фестивале альтернативного израильского театра в Акко. Работа терпит провал. Однако Н.Нитай не отчаивается и в 1981 г. открывает в Старом Яффо на ул.Мазаль Дагим 8 крошечный театр "Симта", специально предназначенный для творцов экспериментального некоммерческого театра Израиля. Отныне его кредо: "Дать руку помощи артистам без обещаний постоянства, без препятствий бюрократии. У меня мгновенная реализация - немедленное воплощение" [41]. Н.Нитай верен своим принципам: начиная с 1984 г. в рамках фестиваля "Яффские ночи" он проводит в своем театре "Неделю оригинальной израильской пьесы" ради помощи авторам в свободной конкуренции с государственными театрами. Лучшие из них остаются в постоянном репертуаре "Симты": "Независимость" (Ацмаут) О.Канисфеля, реж. Э.Шавит, "Ключ к сердцу" (Мафтеах ха-лев) И.Неемана, "Встреча в супере" Ш.Мегидо, реж. З.Тувия, "Игра детей" М.Яблонски, реж. И.Саидоф, "Форт 29" У.Бара, реж. Й.Кармон, "Губернатор Йерихо" Й.Мунди, реж. И.Нееман, "Трумпельдор 85" Ш.Цимера, реж. Й.Кармон...

Однако облик театра "Симта" определяют прежде всего авторские и режиссерские работы самого Нико Нитая: "Маленькие вторжения" (Плишот ктанот) В.Гавела, "Они получили цветы в кандалах" (Хем киблу прахим баазиким) Ф.Арабела, "Китайцы, китайцы" (Синим, синим) М.Шисгаль, "Вымыслы" (Бдиенут) П.Пазолини, "Ты, я и иллюзии" (Ат, ани ве-хашлаиот) Ж.Кокто, "У Жака - праздник" (Хагига шел Жаки) Р.Топора, "Зачем убил себя Банаржи?" (Мадуа итабед Банаржи) Н.Хикмета, "Все верили" (Кулам хеемину) В.Лило.

Яффский дом Н.Нитая, в котором всего два зала на 70 и 30 мест, превратился в один из центров "Фриндж-театра", основанного на свободном взаимодействии профессионалов и любителей. Он вместил в себя израильскую экспериментальную драматургию, открытую на модернистские мировые поиски (прежде всего на театр-лабораторию Ежи Гротовского - одного из реформаторов 20 в. и учителя Н.Нитая).

Подобным сценическим опытом был и театр "Неве-Цедек" (Оазис справедливости) Одеда Котляра, просуществовавший всего 7 лет (1981-1988 гг.), но оставивший неизгладимый след в И.Т. О.Котляр - профессиональный актер, режиссер, директор Хайфского драматического (1970-1980 гг.; 1984-1997 гг.). Будучи неудовлетворенным уровнем субсидируемых театров, он вместе с единомышленниками организовал в заброшенном районе Тель-Авива в полуразрушенной бывшей школе "Ехиэли" новый театр, преобразивший ее в огромный ныне действующий центр культуры "Сузам Далаль" (Рай Далилы). Сейчас там существует несколько коллективов, а с 1989 г. проводится фестиваль "Театронетто".

В 1981 г. О.Котляр, подобно Н.Нитаю, создал свой "Фриндж-театр", также основанный на личном "хешбон нефеш" - духовном самоотчете. Однако форма обращения к зрителю была совершенно иная. Не согласный с официальным представлением фактов современной еврейской истории - их замалчиванием или искажением, он создал популярный "журналистский" документальный театр.

Рожденный под знаком войны в Ливане 1982-1985 гг., резко поляризовавшей общество, потрясенное недоверием к правительству, театр О.Котляра был зеркалом не столько интимно-нравственных, сколько социально-политических дискуссий. "Театр - рабочая мастерская, в которой люди думают вместе в терминах создающегося на их глазах творчества" [42]. Подключение публики к болевым израильским проблемам путем их открытого изображения-обсуждения - таков был путь театра "Неве-Цедек" даже после его ухода в 1984 г. и передаче руководства С.Петеру и А.Альмогу. Все спектакли "Неве-Цедек" на высоком профессиональном уровне повествовали о самом злободневном: горячих точках совести современного израильтянина.

О незаживающих ранах Катастрофы и равнодушии к спасенным в ней - "Пурим Адама - собачьего сына" (Месибат Нурим шел Адам - бен келев) по Й.Каньюку, реж. Н.Челтон; о жестокости к женщинам - "До смерти" по А.Озу, реж. Д.Мааян; о военном лжепатриотизме - "Патриот" Х.Левина, реж. О.Котляр; о давлении мертвых авторитетов - "Однажды в степях Негева" И.Мосинзона, реж. С.Петер; о первичных идеалах культуры - "Академия больных любовью" - по еврейским итальянским текстам 15-16 вв, -постановщик М.Авербух, о лжеидеалах - "Золотой осел" по Апулею, реж. А.Альмог, "Гражданин вне всяких подозрений" А.Петри, реж. А.Альмог, об отрицании власти - "Король пошел спать" К.Нив, реж. И.Гурьян. Преследуемый цензурой, театр "Неве-Цедек" был закрыт в 1988 г.

Творчество Шмуэля Ацмона (Вирцер, род. в Польше в 1929 г., приехал в Израиль из Сибири в 1948 г.) - своеобразный синтез исканий деятелей И.Т. второго поколения после Катастрофы. Будучи признанной звездой ивритской сцены (10 лет - 1948-1958 гг. - актер в "Охел" и "Хабима", 10 лет - 1958-1968 гг. - режиссер и директор модернистского театра "Завит"), он в 1967 г. снова открыл для себя мир, из которою он вышел.

"Я был полиглотом: к 17 годам знал идиш, иврит, польский, русский, украинский и немецкий. Но оказавшись в Израиле, я решительно отказался от всех языков и 20 лет говорил исключительно на иврите. Я старался быть саброй больше, чем сами сабры!

Перелом в моем сознании произошел после Шестидневной войны. Я вдруг стал ощущать себя не только гражданином победившего и войне государства Израиль, но частью всемирного еврейства, которое сопереживало, страдало и радовалось, солидаризируясь с нашей страной. Я снова почувствовал себя евреем - сыном и внуком евреев. Если раньше я говорил о себе: "Я - израильтянин!", то после 1967 г. я представляюсь только так: "Я - еврей из Израиля".

Нет, это не измена идеалам молодости и не поза. Это возвращение к своим корням. А без корней, как известно, не бывает кроны... Я почувствовал, что ме, ня влечет идиш. Он возник во мне не   как дань ностальгии, не как невозвращенный долг, а как музыка души" [43].      

В 1968 г. в Кейсарии был первый международный фестиваль идиш, потрясший Ш.Ацмона неумирающим мастерством народных комиков. Обретение веры - "хазара бе тшува", ответы на вопросы раздираемою противоречиями современного Израиля он нашел не только в забытой литературе, но и в оживших из пепла голосах драматургов, актеров и режиссеров: Ионы Туркова, Ицхака Кацнельсона, Моше Потанишского, Рафаэля Шехтера, Флоры Ром, Симхе Постела, Исаака Замберга, Дианы Блуменфельд, Сами Федера, даже в гетто и концлагерях игравших и ставивших на идиш. Последний том "Лексикона" М.Зильберцвайга о погибших звездах еврейского театра появился в Нью-Йорке в 1969 г. [44]. Известия о театре "Кадет" в Берген-Бсльзене, "Эльдорадо" и "New Azazel" в Варшавском гетто, "Драматическом клубе" в Ченстохове, кукольном театре в Кайзервальде, комической группе "Арарат" в Транснистрии, оперном театре в Терезиенштадте окончательно изменили путь Шмуэля Ацмона в И.Т.

Продолжавшаяся более 100 лет в Израиле "война языков", символизировавшая свободолюбие сабр, отрицавших в идиш рабскую психологию галута, не повлияла на судьбоносное решение Ш.Ацмона.

Ш.Ацмон не был первым - попытки создать спектакли на идиш были и до него. В 1894 г. в Яффо группа любителей из первой алии 80-90 гг. 19 в. поставила "Шуламит" А.Гольдфадена с целью знакомства с мировой идишистской классикой. Работа была названа "непатриотичной опереточной мелодрамой в одежде языка прошлого" [45]. В 1908 г. группа "Кинор Давида" представила на идиш пьесу А.Гольдфадена "Бар-Кохба". Группа была названа в прессе "Кинором галута" [46].

3.01.1952 г. особым приказом "комиссии по критике кинофильмов и пьес" (Ха-муаца ле-бикорет сратим ве махают) было официально запрещено в Израиле играть на идиш - исключение было сделано только для "ар­тистов-гостей, приезжающих для знакомства с Эрец-Исраэль" [47].

Но идиш прорывался, как трава сквозь асфальт. В 1946 г. новый иммигрант из Америки Херш Херт (вместе с известными актерами Йосефом Буловым, Диной Гальпериной, Моше Шварцем) поставил в Тель-Авиве популярную на Бродвее пьесу Л.Кобрина "Янкл Бойле". В 1951 г. спасенные в Катастрофе создали в Афуле театр "Авив" (Весна), ставивший оперетты на идиш. Особое оживление наступило с приездом в страну звезд довоенного театра и кино на идиш Шмуэля Джигана и Бориса Шумахера. Они открыли в Тель-Авиве в 1952 г. театр сатиры на идиш, просуществовавший до 1980 г. Знаменательным событием стал спектакль "Мегила" по И.Мангеру реж. Ш.Бунима с актерской семьей Бурштейн в театре "Эль Хамам" в 1965 г. В 1974 г. на сцене "Хабимы" театр олим из СССР "Идитрон" под управлением Л.Лурье показал печально знаменитый "Фрейлехс" - в память о последнем спектакле С.Михоэлса - расстрелянном главе Московского Госета. Это был интимный праздничный театр, просуществовавший всего два года (1973-1974 гг.).

В 1975 г. при поддержке Министерства просвещения и культуры создается первый государственный "Идишер Кунст Театер". Для участия в нем приезжают звезды - Ида Каминская и Йосеф Булов. Художественное руководство: Лея Порат, Биньямин Цемах, Дан Мирон и режиссер "Камери" Шмуэль Буним. Последний ставит в 1975 г. "Амха" (Твой народ) Ш.-Алейхема, а Б.Цемах представляет "Хоцмах-шпил" по И.Мангеру. В 1976 г. М.Шварц показывает "Йоше Калеб" Й.Зингера, а М.Гринштайн - "Ха-дибук" Ан-ского. На этом театр снова распадается: планы поддержки олим и влияния на диаспору оказываются несостоятельными из-за отсутствия ансамблевости и художественного согласия. Противники идиш в правительстве способствуют прекращению субсидии.

Предтечей современного театра "Идишпил" Ш.Ацмона явилась концертная программа Эмануэля Гольдберга "А клейне менчелех" ("Маленькие люди") по Ш.-Алейхему, с которой он выступил в содружестве со Шмуэлем Роденским и Шмуэлем Сегалом в 1961-62 гг. Театр Шмуэля Ацмона начинается в 1980 г. с возрождения работы Э.Гольдберга творческим единством трех Шмуликов: Роденского, Сегала и Ацмона - звезд ивритской "Хабимы". Спектакль 1980 г. "А клейне менчелех", посвященный 125-летию со дня рождения Ш.-Алейхема, явился началом ренессанса идиш-театра в Израиле.

Это был новый взгляд на старую тему, которая вдруг предстала не музейно, но как современное развлечение израильтян, подобное "Ха-Гашаш ха-Хивер" или "Театрону Амами" Аврахама Деше. Идиш вдруг стал не завезенным - навязанным мертвым грузом, но органической частью духовной жизни сабр, восстанавливающей их связь с утраченными в тысячелетиях традициями предков.

В 1984 г. спектакль "Маленькие люди" получил государственную премию. Первая работа Ш.Ацмона на идиш имела успех в общинах диаспоры в течение шести лет и немало способствовала алие 90 гг. Однако Ш.Сегал и Ш.Роденский вернулись в "Хабиму".

В 1987 г. Ш.Ацмон создал автобиографический спектакль "Контрабас", объяснявший в форме диалога с музыкальным инструментом (который невозможно было по природе заставить звучать "чужим голосом") - свое возвращение к идиш, как блудного сына к отчему дому. Гимн культуре, которую он представил сквозь призму иврита как наисовременнейшую - вот тема его безумного ностальгического спектакля. И произошло чудо: мэр Тель-Авива Шломо Лахат в 1987 г. предоставил ему помещение в "Бейт-ха рофе" и бюджет в 100000 долларов для создания Центра идишистской куль­туры в Израиле.

В 1988 г. был показан первый спектакль нового идиш-театра "Тяжело быть евреем" (Швер цу зайн а-йид) по Ш.-Алейхему в постановке И.Бекера - ученика Михоэлса. Далее до середины 1996 г. были осуществлены 16 теапродукций. Среди них: "Мегила" И.Мангера, реж. Ш.Буним, "Сон Шимеле" (Шимелес халом) по Ш.-Алейхему, реж. Й.Шайн, "Песни Танаха" (Ди хумаш лидер) И.Мангера, реж. Ш.Ацмон, "Брачный договор" (Ди кетубэ) Э.Кишона, реж. Ш.А., "Ведьма" (Ди махашефе) А.Гольдфадена, реж. Ш.А., "Продавец птиц" (Фойгел ман) А.Мегеда, реж. Ш.А., "Богатство" (Хой парнусе, парнусе) Х.Густенфельд, реж. Ш.А., "Ентл" Й.Башевиса-Зингера, реж. Ш.А., "Я не Раппопорт" Х.Гарднера, реж. М.Левинсон; "Путешествие Вениамина Третьего" М.Мохер-Сфорима, реж. И.Фальк, "Трубадур из Галиции" М.Гвиртига, реж. Ш.А; "Миреле Эфрос" Я.Гордина, реж. И.Фальк; "Сон о Гольдфадене" Я.Ротбаума, реж. Х.Коут, на выходе "В ожидании Годо" С.Беккета, реж. Д.Месингер, опера Л.Спектор но пьесе Л.Гольдберг "Хозяйка дворца", реж. Ш.А...

Театр, участвовавший во множестве фестивалей (1988 г. - в Герма­нии, 1990 г. - в Англии, России, Из­раиле, 1993 г. - в Польше, 1995 г. -на Украине), заслужил признание по причине того, что представляет не музей восковых фигур, но живую израильскую актуалию - точку зрения новых сабр на свое прошлое, людей, стремящихся восстановить утраченные звенья...

В 1994 г. театру было дано новое имя "Идишпил"  в знак единства с  еврейским фольклором и современной культурой израильтян, почувствовавших наконец-то в идиш потребность в личном развлечении. Праздничная "Игра в идиш", по выражению Ш.Ацмона, - это путь "подключения прекрасного искусства в повседневность" [48]. Спектакли идут   "Лейзерке..." по И.Эренбургу, с симультанным переводом на иврит, при театре открыта студия, куда стремятся поступить многие молодые актеры, желающие играть на идиш. Видя в зале семьи, включающие несколько поколений, Х.Никраш заметил: "Шмуэль Ацмон создает историю" [49].

Однако "ивритизация" в способах игры, дистиллированная сентиментальность, преувеличение шутовства, установка на развлекательность противоречат порой самой природе "идишкайт": глубине сердечности, масштабу душевного интеллектуализма, обжигающей теплоте творчества. В любом варианте театр Шмуэля Ацмона - свидетельство непотопляемости идиш-культуры!

Израиль на исходе века - реализация библейских пророчеств. С одной стороны, война с иракским диктатором в начале 91 г. - апокалиптическое предупреждение о тотальном уничтожении, а с другой - овеществление танахического послания: 1989-92 гг. — "Ехodus" почти миллиона евреев из Роcсии.

Великая - пятая алия оставляет неповторимый след в И.Т. С приездом многих ведущих деятелей русской сцены (В.Никулин, Б.Голлер, С.Злотников, Н.Тимофеева, А.Шрайман, В.Гранат, А.Лисянский, А.Красногоров, Л.Селезнева, В.Фридман, Н.Бродичанский, М.Салсс, И.Мушкатин и др.) картина современного И.Т. меняется: от коммерциализации, идеологизирования, примитивизма или суперметафоричности — к новому художественному синтезу.

Театр "Гешер" (Мост) режиссера Евгения Арье был задуман еще в Москве в 1989 г. специально как новый израильский театр из России. Цель новой творческой группы была с самого начала - искусство "сообщающихся сосудов", раскрытое в оба конца "моста" - в две культуры одновременно. Диалог достижений русской сценической школы (Г.Товстоногова, А.Эфроса, ЮЛюбимова, учеником которых является Е.Арье) и духовного наследия еврейской истории и мифологии, лучших достижений И.Т. На стыке культур возник "третий результат" - театр "неофитов" - новообращенных первооткрывателей.

Мир идиш, юмор, ирония и трагизм, память о Катастрофе - органически в его подтексте, ибо режиссер, как и актеры, - его живое историческое свидетельство. В результате возник трехмерный синтез, где границы между культурами иврита, идиша и русского почти не различимы.

Уже первый спектакль Е.Арье по Т.Стоппарду "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" 1991 г. на фестивале в Нью-Йорке в 1992 г. был признан "образцом искусства нового поколения Израиля". В июне 1992 г. на международном фестивале в Иерусалиме "Гешер" представил Израиль спектаклем по М.Булгакову "Мольер", сыграв его впервые на иврите. С тех пор двуязычие гешеровских актеров стало нормой: так (в двух вариантах) идут в репертуаре "Дело Дрейфуса" Ж.К.Грюмберга, "Идиот" по Ф.М.Достоевскому, "Адам - сын пса" (Адам — бен келев) по Й.Каньюку, "Тартюф" Ж.Б.Моль­ера, "Деревушка" (Кфар) И.Соболя, "Город" по И.Бабелю. В 1993 г. авторский театр Е.Арье получил государственную премию М.Маргалита за спектакль "Идиот". Жюри отметило, что "театр "Гешер" напоминает о временах первой "Хабимы", когда неправильный иврит с московским акцентом был свидетельством сценического благородства" [50]. В то же время взгляд на предметы, моральная точка отсчета Е.Арье — это позиция русских евреев, чьи духовные корни в идишкультуре. Так создается эстетическая гармония, где идеологические разногласия уравниваются, по выражению режиссера, "воздухом театра" [51] - жаждой высокого художественного результата. В большой истории Израильского Театра "Гешер" - символ ее непрекращающегося развития, где продолжается диалог лучших традиций еврейской диаспоры и грубого и прекрасного творчества сабр.

Поиски нового средиземноморского синтеза обозначены и существованием нескольких коллективов, работающих на арабском языке. Наиболее значительные из них "Бейт ха-Гефен" - "Дом под лозой", сотрудничающий с "Хайфским муниципальным театром", и радикальная палестинская труппа "Ал-Хакаувати" ("Рассказчик"), действующая в Восточном Иерусалиме. Некоторые арабские актеры - Мухаммад Бакри, Махрам Кури, Халифа Натур и др. - с успехом выступают на ивритских сценах.

Израильский Театр - живой незаконченный процесс, разворачивающийся на глазах всего цивилизованного мира как образ судьбы его народа и государства. >>>>

ПРИМЕЧАНИЯ

<<НАЗАД

На главную сайта

Напишите Злате Зарецкой!

ЕЩЁ НА НАШЕМ САЙТЕ:

Джоан Роулинг и все-все-все... Педагог-композитор Ирина Светова и юность музыки  
<<Студия "Корчак" Наши программы
Кафе-клуб Мириам Мешель Виктор Авилов и Ольга Кабо в спектакле «Мастер и Маргарита» Игорь Губерман ~ Концерт в пользу Иерусалимского Журнала Клара Эльберт. Иерусалимская Русская Библиотека в период расцвета
STIHI.RU Встречи в Натании ВЛАДИМИР ЛЕВИ ... моя любимая депрессия и многое другое ... Отдых в Эйлате: наши впечатления Виртуальная выставка-ярмарка
Иерусалимские новости от Михаила Фельдмана Раббанит Эстер Юнграйс. Презентация книги «Жизнь как призвание» в благотворитьельном центре «ХИНЕНИ» в Иерусалиме Рав Адин Штейнзальц на фоне русской культуры 90-летие артиста-чтеца Александра Куцена и репортажи о его творческих вечерах
Усыновите ребёнка! Бедя (Бендржих) Майер художник Холокоста 125-летие со дня рождения Януша Корчака ГЕОРГИЙ РЯЗАНОВ: Через новую физику к новой этике и культуре
Клуб Наивных Людей „КаНаЛ“ Марк Розовский в спектакле «Поющий Михоэлс»

Дэн Редклифф и Эмма Уотсон(Ватсон) - Адам и Ева или Урок трансфигурации

«ХОЛОКОСТ И Я» Конкурс школьных сочинений. Председатель жюри конкурса Анатолий Кардаш (Аб Мише)
Новости культуры Иерусалима в фоторепортажах

... И МНОГОЕ ДРУГОЕ ...

 

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня