На  главную сайта „Дом Корчака в Иерусалиме“

ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ШЕНДЕРОВИЧ
~ аккомпаниатор, композитор, педагог ~
(продолжение)

Фрагменты писем, полученных от музыкантов, пианистов-концертмейстеров и учеников после выхода книг Евгения Шендеровича "В концертмейстерском классе" и "С певцом на концертной эстраде".

Е.Шендерович

В концертмейстерском классе
Размышления педагога
Москва "Музыка" 1996

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Глава 1. Чему должен научиться пианист-концертмейстер?

Глава 2. Выразительные функции аккомпанемента

Глава 3. Что способствует быстрой ориентации в тексте?

Глава 4. Чтение с листа

Глава 5. Транспонирование

Глава 6. Концертмейстер в классе и на концертной
эстраде

Глава 7. Работа над произведением. Фортепианная партия в романсах и клавирах опер и инструментальных концертов
Заключение

ЕВГЕНИЙ ШЕНДЕРОВИЧ

С певцом на концертной эстраде

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА
ПРЕДИСЛОВИЕ (М. Смирнов)
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Глава первая
ИСТОКИ ПРОФЕССИИ
Глава вторая
МОЙ ПЕРВЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Глава третья
В СОФИИ СОРЕВНУЮТСЯ МОЛОДЫЕ
Глава четвертая
ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Глава пятая
В СТОЛИЦЕ "БЕЛЬКАНТО"
Глава шестая
ПОД НЕБОМ ИСПАНИИ
Глава седьмая
ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА НАЧИНАЕТСЯ
Глава восьмая
ПО СТРАНАМ МИРА С ЕВГЕНИЕМ НЕСТЕРЕНКО
Глава девятая
С НОВЫМИ СОЛИСТАМИ
Глава десятая
КАК РОЖДАЕТСЯ АНСАМБЛЬ ПЕВЦА С ПИАНИСТОМ
Глава одиннадцатая
ВСТРЕЧИ И РАБОТА С Д.Д.ШОСТАКОВИЧЕМ
Глава двенадцатая
ЗВУЧАТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. В. СВИРИДОВА
Глава тринадцатая
НА РОДИНЕ ГЛИНКИ И МУСОРГСКОГО В ПУШКИНОГОРЬЕ
Глава четырнадцатая
НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К СОДЕРЖАНИЮ
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ШЕНДЕРОВИЧ
Зал им. Чайковского (Москва) 21.08.1989

***
Дорогой Женечка!
"... Спасибо огромное за удовлетворение от соприкосновения с подлинным, настоящим, высоким профессионализмом, который только и возможен в твоём случае.
Спасибо большое за цитирование моего "Блуменфельда" в твоей книге - это честь.
Кстати, когда я раньше писала о тебе, мне всегда всегда хотелось начать со слов Вл.Стасова о том, что он знал трёх великих концертмейстеров - А.Рубинштейна, Мусоргского и Феликса Блуменфельда. Хотелось процитировать, а потом добавить, что тем, кому повезло слушать на концертной эстраде Е.Шендеровича в моменты его вечерних вдохновений, дозволено назвать его имя четвёртым в этой непрерывающейся цепи великих русских художников-аккомпаниаторов.
Твоя книга, написанная прекрасным практиком-умельцем, знающем о своём инструменте всё досконально, тонким умным аналитиком и одарённым писателем, читается так же легко, увлекательно, залпом, как читается книга Г.Г.Нейгауза. И так же, как книга Нейгауза, она полезна музыкантам, естественно, прежде всего пианистам, но отнюдь не только концертмейстерам.
Она учит нас столь многому... <...>
... анализ рахманиновских романсов - одни находки, каждое замечание - золотник. А скольео кма и такта в примерах из собственной практики. <...>
... Глава "Чтение с листа"!!! Только страницы 54-55 стОят диссертации! - так много в них важнейших проблем и поднимаются они в такой простой, "повседневной", доступной форме, что вспоминаются работы Мазеля и Цуккермана.
<...>
Это очень перекликается с подходом Л.В.Николаева*, прямая наследственная связь. Я находила эти связи неоднократно, но также и связи с линией Блуменфельда-Нейгауза.
Наталья Растопчина, кандидат искусствоведения.
Нью-Йорк, США

*Николаев Л.В. - пианист, композитор, педагог. Его учениками были Д.Д.Шостакович, В.В.Софроницкий, М.В.Юдина, П.А.Серебряков и др. "Николаевская школа" известна во всём мире.

К СОДЕРЖАНИЮ
***

Огромное спасибо за бесценную книгу, от которой я просто не могу оторваться и которая стала для меня просто наркотиком! Книга написана с такой убедительностью и простотой, что во время чтения у меня возникает примерно такое же чувство, как при слушании записей Рихтера или Фишера-Дискау: всё время кажется - ну само собой разумеется, именно так я и думал, именно так и я бы играл... Типичные иллюзии для нас - смертных... Я думаю, о русском романсе и его исполнительской традиции ещё никто так хорошо не писал, кроме того, в смысле полезности для пианистов аккомпаниаторов, Ваша книга превосходит оные Мура: в книге можно найти не только комментарии к конкретным сочинениям, но и - что уникально - огромную дидактическую помощь в деле освоения концертмейстерской профессии. Я искренне счастлив, что Вам удалась такая превосходная книга, которая, кроме всего прочего, даёт мне ощущение, что я по-прежнему у Вас учусь, просто в настоящий момент мы временно разъехались на гастроли в разные города.

И.Шепс. Вупперталь Германия

***

Опыт такого музыканта как Евгений Шендерович является уникальным и эта книга имеет огромное знамение для музыкантов всех стран. Работая в Финляндии, я еще раз убедился в значительности русской пианистической школы и выход этой книги имеет международное
значение в деле воспитания молодых музыкантов.

Юрий Маевский
Засл.арт. РСФСР

К СОДЕРЖАНИЮ
***

... Громадное спасибо за такой чудесный подарок - книги. Очень интересно, мы не сомневались, что талант Евгения Михайловича будет признан в любой стране. Шендерович был, есть и будет - ОДИН!!!

Мы сегодня получили от Вас и письмо и замечательные две книги, которые мы уже начали читать. Большое спасибо за такой бесценный подарок. Книги эти бесценные для всех музыкантов, которые посвятили этому делу свою жизнь. Но я думаю, что это далеко не последняя работа Евгения Михайловича и в запасе есть много неизданных переложений и всяких материалов.

Юрий и Полина Маевские
Финляндия 22.10.1997

***

Сразу же хочу поздравить Вас с успехом Ваших чудесных и очень нужных книг. Мы их основательно проштудировали. Думаю, что „Советы..." - вещь совершенно беспрецедентная. Чем-то весьма отдалённо она стилистически перекликается с книгой Григория Когана (не помню её названия, но думаю, Вы знаете, что я имею в виду). Но там - общепианистическая тема, а у Вас - узконаправленная концертмейстерская. Конечно, подобные попытки делались и до Вас (в частности Джеральдом Муром), но такого полного и всеохватного труда, как Ваш, я еще не встречал. Что производит особо сильное впечатление, так это то, что Вы не ссылаетесь на чьи-либо труды, а делаете обобщение своего собственного огромного опыта, причём так, что Вашу книгу можно считать первым настоящим учебником концертмейстерской игры.

Ю.Кудлаг. Ганновер. Германия.

К СОДЕРЖАНИЮ
***

Встретила В.Н.Чачаву*, передала от Вас привет. Он сказал, что купил Вашу книгу "В концертмейстерском классе", которую считает уникальной и бесконечно полезной.

Е.Дюкина
Театровед. Москва.

*Чачава В.Н. - профессор кафедры концертмейстерского мастерства Московской консерватории.

***

Дорогой Евгений Михайлович! Вы не представляете, как хочется высказать Вам самые искренние слова благодарности за то, что Вы есть и радуете мир Вашим необыкновенным талантом и тёплым солнечным общением. <...>

... Огромное спасибо за подарки - Ваши, Евгений Михайлович, замечательные книги. Вместе с моим мужем (солистом оперы, басом) мы прочли "С певцом на концертной эстраде", получив большую радость не только от информации, собранной в этой книге и необходимой любому музыканту, но и от самого стиля изложения, от простоты и близости общения с Вами, от духа, передающего ваши прекрасные человеческие качества.

Теперь начну читать "В Концертмейстерском классе". Жду этого, так как помимо той причины, что концертмейстерство, слава Богу, стало моей профессией, и где, как не в Ваших размышлениях ещё можно найти полный ответ на волнующие вопросы и сомнения. Меня вообще очень мучает мысль о том, что слишком мало по времени находилась рядом с Вами как педагогом, ощущение того, что мне очень-очень не хватает Ваших уроков. <...> Успехов Вам во всём!

Ваша Вера Накарякова
<пианист-концертмейстер. Париж. Франция.>


C Еленой Образцовой в Израиле 1994 г.

К СОДЕРЖАНИЮ

Напишите публикатору С.С.Сапожниковой

вверх

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня