На главную сайта

Что такое студия "Корчак"?


Научно-информационный бюллетень "ХОЛОКОСТ" №1 (25) Февраль, 2004 г.
 

Преподавание темы Холокоста в регионах России.

             Подводя итоги вечера 27 января, президент фонда «Холокост» Алла Гербер заметила, что постепенно нашими усилиями, усилиями общественности понятие «Холокост» становится знакомым все большему количеству людей, входит в общественное сознание. В правоте этого утверждения убеждаешься, знакомясь с информацией, поступающей из самых разных регионов России. Сначала чем- то новаторским, а потом все более привычным становятся спецкурсы по нашей теме, которые читаются в ВУЗах Хабаровска, Тамбова, Вологды и Ростова -на - Дону, в Институтах повышения квалификации учителей Тамбова и Петрозаводска, социологические опросы педагогов (такой опрос готовится Смоленским филиалом Орловской Академии государственного управления).

Учителя в массовом масштабе начинают овладевать знаниями и умениями, необходимыми для разговора со школьниками по этой острой, выводящей на драматические проблемы современности теме. Уроки и внеклассные мероприятия регулярно проводятся практически по всей территории страны: от Архангельска до Краснодара, от Приморского края до Белгородской области. Невозможно (хотя и есть такое желание) перечислить не только всех учителей, но даже все регионы, для  которых изучение Холокоста стало важной частью их педагогической деятельности.

Но все- таки без некоторых имен не обойтись. Например, Л.Н. Ногтикова из Архангельска, ряд учеников которой представили на конкурс обстоятельные и серьезные работы – прямое свидетельство систематической работы педагога. Т.П. Ефремова из Йошкар-Олы, приславшая работы целого лицейского класса и собственную методическую разработку урока. О.А. Князькина из Наро - Фоминского района Московской области, чьи ученики (и она сама) выразили свое неприятие великой трагедии еврейского народа и любых форм национальной ненависти в своем поэтическом творчестве. В.С. Иванов из Петрозаводска «забросавший» жюри конкурса таким количеством работ, что их едва успевали читать. И многие, многие, многие другие.

            И все- таки хотелось бы рассказать особо о пяти регионах. Краснодар, Тамбов, Владимир, Карелия, Благовещенск. Краснодарский край – регион особый. Там бывший губернатор позволял себе называть врагами всех, чьи фамилии оканчиваются на «ян», «швили» и «оглы». И то, что в самом Краснодаре ведет работу  с учителями Т.И. Беляева, из станицы Ленинградская пришла целая серия работ учеников Н. П. Фетисова, а из Белореченска – яростно - публицистический, нацеленный прямо в местных шовинистов текст девятиклассницы Е. Кузнецовой – это не просто «работы по теме», это – гражданские поступки.

            Но особо выделяются не только и не столько количеством конкурсных работ, сколько систематической, вошедшей в норму, каждодневной работой по теме четыре региона: Республика Карелия, Амурская область, Тамбовская область и город Владимир. Усилия региональных и городских методистов, продуктивно работавших на различных семинарах фонда – от проекта «Живая история» до учебных семинаров в Яд Вашем принесли свои плоды. Тридцать восемь (!) конкурсных работ (ученических, преподавательских, студенческих) из Карелии –   результат работы республиканского Института повышения квалификации работников образования и прежде всего – нашего замечательного коллеги, прекрасного методиста М.А.Гольденберга. Серьезная работа над воспитанием  чувства толерантности у школьников с широким привлечением материалов по истории Холокоста в школах Тамбова, Уварово, других городов области – плод усилий методиста областного института повышения квалификации Т.Н. Авдеевой и ее коллег. Конкурс работ по Холокосту, проведенный в Амурской области – итог (несомненно, промежуточный) деятельности А.П. Цукановой, которую( как и Т.И. Беляеву) наш Фонд направляет весной на стажировку в музей «Яд Вашем» в Иерусалиме. В школах Владимира (уникальный случай!) тема Холокоста стала (еще до введения ее в образовательный стандарт) обязательной для изучения : хотя бы фрагмент урока, посвященный теме у каждого учителя - историка города. Два – три открытых урока в год проводит методист городского Института повышения квалификации Е.В.Шахова. Мы поздравляем наших владимирских коллег с блестящим результатом! Надеемся, что в  работе Елены Шаховой немало помогает ее участие (вместе с Михаилом Гольденбергом и Татьяной Авдеевой) в семинарах Фонда «Холокост» и «Яд Вашем».

            Думается, что это только начало. Главное – не терять темпа.

Дмитрий Прокудин, старший методист фонда «Холокост».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                ОБМЕН ОПЫТОМ

Преподавание темы Холокоста в Амурской области

Обращаясь к истории Холокоста, мы рассматриваем её как основу для формирования толерантности. Подобная подача материала позволяет сделать толерантность не абстрактным понятием, а живым историческим примером.

Универсальный характер понятия «Холокост» даёт возможность преподавать данную тему как междисциплинарную, интегрирующую в себе различные подходы. В рамках существующего среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования возможны различные варианты работы над темой.  Подобную работу возможно осуществлять как в рамках специализированных тем, так и через различные  учебные курсы. Это может быть спецкурс, урок, самостоятельная работа (чтение литературы), конкурсы - образовательных  учреждений, региональные, межрегиональные. Опыт подобной работы уже существует. Так, с сентября 2001 г. образовательные учреждения Амурской области активно включились в работу над темой «Уроки Холокоста—путь к толерантности».  Учителя и ученики школ города Благовещенска, Свободного, Райчихенска, Шимановска принимают участие в конкурсе работ, посвященных истории Холокоста.

В текущем году в г. Благовещенске тема зазвучала  на внутри школьных конференциях; школьники стали использовать проблему для освящения её  в экзаменационных рефератах. Так ученица Благовещенской гимназии № 1 Крайнова Вика завоевала второе место на школьной конференции, представив доклад на тему: «Холокост – истоки и проблемы»; учащиеся СПОШ № 15 готовят выступления на городскую конференцию и пишут стихи в местную газету «Тема».

В системе среднего профессионального образования в Благовещенском педагогическом колледже № 2 изучение проблемы Холокоста связали с проблемой толерантности. Представление  темы в историческом, психологическом, педагогическом, философском контексте позволяет  через уроки Холокоста прийти к формированию наиболее  значимых черт личности.  Изучение темы толерантности  происходит в курсе педагогики, психологии, истории, обществознания. Учитывая специфику Благовещенского колледжа № 2, следует отметить, что будущие учителя изобразительного искусства готовят интересные творческие работы на третий Международный конкурс о Холокосте - это плакаты, рисунки, стихи, отзывы о прочитанном, личные размышления и наблюдения и т.д. Подобная работа способствует развитию творческого потенциала студентов. Запланировано проведение конференции студентов и преподавателей ВУЗов города.

С помощью курсов повышения квалификации и региональных семинаров в Амурской области  информируют о  проблеме Холокоста учителей гуманитарного цикла и классных руководителей, привлекая их к работе по формированию толерантности. Так в декабре 2003 г. 36 учителей истории и обществоведения прослушали курс лекций по проблеме, а в январе 2004 г. информация была представлена учителям, получающим высшее образование на базе колледжа (более 60 человек). Подобную работу мы планируем проводить и в дальнейшем.

Департамент образования Амурской области распространил информацию об очередном конкурсе и мы надеемся, что интересных работ в этом году станет ещё больше.

Наш опыт показал, что проведение  систематической работы по формированию толерантности на примере уроков Холокоста   и её  мониторинг необходимы со всеми субъектами образовательного процесса. Категория слушателей  определяет  и специфику подачи материала. Уровни осмысления такого многогранного явления как Холокост зависят от возраста, образования, воспитания. Это  и  дает возможность по разному выстраивать логику, форму подачи материала в различных группах, её эмоциональную и фактическую насыщенность.

Важно, что преподавание темы Холокоста в контексте формирования толерантности помогло многим педагогам избавиться от некоторого  непонимания значения именно проблем истории Холокоста.

                                                            Анна Цуканова (г. Благовещенск)

*                                   *                                  *

 

*                                  *                                  *

ПЕРВЫЙ ВЫЕЗДНОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МОСКВЫ

20-22 февраля 2004 г. состоялся выездной семинар в подмосковном Менделеево для преподавателей московских школ и ВУЗов по теме «Уроки Холокоста – путь к толерантности».

Семинар был организован Фондом «Холокост» совместно с Московским Институтом Открытого Образования. Большую помощь по подбору участников семинара оказали Фонду методисты ряда округов столицы, прежде всего - Центрального.

В нем приняли участие 27 преподавателей. Представители 18 школ и 3 ВУЗов прослушали курс лекций по истории Холокоста, приняли участие в практических занятиях, играх и тренингах.

Глубоко потряс участников семинара просмотр документального фильма Саввы Кулиша «Прости-прощай 20-й век», который сопровождало выступление кинокритика и публициста, президента Фонда “Холокост” Аллы Гербер. Она же провела с участниками семинара беседу на тему “Уроки Холокоста и современная Россия”, связав вопрос об рпасности современного антисемитизма и агрессивных проявлений этнонациональной нетерпимости в российском обществе в связи с войной в Чечне и терактами в Москве.

Лекция молодого преподавателя Екатерины Буздаловой «Исторические корни Холокоста» вызвала живейшее обсуждение и споры среди учителей.

Приход Гитлера к власти и антисемитскую политику нацистов подробно раскрыл Леонид Пятецкий. Он также рассказал об образовательных программах и конкурсах Фонда «Холокост», его учебных пособиях и методических разработках.

Богатый фактический материал о месте Холокоста во 2-ой Мировой войне и всемирном историческом процессе представил Илья Альтман.

Лекция Давида Полторака «Праведники Народов Мира», которая сопровождалась выступлением Праведницы И. Н. Образцовой  вызвала не только живейший интерес всех присутствовавших, но и позволила многим учителям, школы которых имеют давние традиции встреч школьников и Ветеранов войны, наладить личные контакты.

Практическая часть занятия позволила преподавателям создать макеты конкретных занятий по теме «Праведники Народов Мира: моральный выбор». Опытнейшие педагоги включились в предложенную работу, как в увлекательнейшую игру, разбившись на  группы. Результаты превзошли ожидания не только организаторов но и самих участников.

Все созданные проекты могут быть включены в действующую учебную программу. Оригинальные идеи, которые могут привести к созданию новых спецкурсов в ВУЗах «Теория толерантности» и «Правовое содержание Холокоста» разработали педагоги ВГНА и РГГУ.

Учителя школ создали целый цикл урочных занятий, в том числе по следующим дисциплинам: “Граждановедение” (6-й кл.), “Обществознание” (10-й кл.), “Истории Отечества” и “Истории зарубежных стран” (9-й кл.), с использованием мультимедийных технологий и последующим вовлечением учащихся в проектную деятельность.

Елена Кобыща, научный сотрудник Российской Академии образования, провела интересную игру - тренинг , наглядно проиллюстрировав предрассудки и стереотипы, которые мы ежедневно встречаем в межличностном общении.

Круглый стол по подведению итогов семинара стал своего рода обменом мнениями, впечатлениями и планами по воспитанию учащихся в духе толерантности.

 

Екатерина Буздалова, методист Фонда

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Полемика

Несколько слов о фигурах умолчания в учебниках истории

(Из выступления на Круглом столе в Российской Академии Образования)

«Следует знать: на уроках истории

Нас за провинности ставят к доске!»

Юрий Лорес.

Я буду говорить в двух качествах: как учитель, работающий с сильными, подготовленными детьми в старших классах одной из московских школ и как методист фонда «Холокост». Заранее приношу извинения уважаемым коллегам за то, что многие мои слова прозвучат резко. Но тема, о которой я буду говорить, слишком страшна и трагична, чтобы позволять себе быть «господином, приятным во всех отношениях». Я буду говорить об отражении темы Холокоста в российских учебниках истории. Точнее об отсутствии такого отражения. Из 14-ти проанализированных мной учебников отечественной и всемирной истории лишь в двух (Л.Н.Жарова, А.А.Кредер, И.А.Мишина и С.Т.Жуковский, И.Г.Жуковская) говориться о Холокосте как явлении. В пяти учебниках среди жертв нацизма упоминаются с большей или меньшей степенью подробности евреи, а в остальных об этом и речи нет. Пятьдесят на пятьдесят!

У России, как всем сейчас хорошо известно, свой особый путь. Во всех аспектах. В

частности, и в исторической памяти. Европейские страны -- даже такие, как нейтральная в годы войны Швеция или якобы традиционно антисемитская Польша (не говоря уже о Германии и Австрии) -- прошли за последние десятилетия путь покаяния, поднялись на Голгофу вины перед еврейским народом за содеянное неискупимое зло уничтожения уникальной цивилизации восточноевропейского еврейства, за свое прямое или косвенное соучастие в убийстве шести миллионов, чьи жизни (я еще вернусь к этой мысли) из ценности стали антиценностью. Преступления не только в Освенциме, где убивали немцы, но и  в Треблинки, где это вместе с немецкими делали украинские полицейские; в Едвабне, своих соседей уничтожали поляки, стали поводом для глубокого раскаяния и национального стыда. Конечно, любой польский, венгерский, французский школьный учебник говорит детям о страдании своих народов под игом гитлеровского «нового порядка». Но Холокосту – особое внимание. Мысль Эли Визеля о том, что не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма решительно и убежденно вносится педагогами в детское сознание.

Только нам, как выясняется, сказать нечего. В учебниках зачастую не только о Холокосте, но и вообще об оккупационном режиме речи нет: сплошные вариации на темы генеральских и маршальских мемуаров о деятельности фронтов и полководцев. Ну и еще, по старой или, наоборот, по очень свежей памяти о руководящей и направляющей деятельности партийных и комсомольских организаций. С кем, за что и ради чего воевали – непонятно. Как учитель скажу, что для ученика, который изучает Вторую мировую по нынешним учебникам, она ничем особым не отличается от второй пунической. Нравственный смысл войны мы потеряли.

Должен, завершая «учительскую» часть своего выступления, сообщить уважаемой аудитории, что с текущего учебного года я отказался в своей школе от преподавания истории ХХ века по учебникам, как таковым, перейдя к форме авторского лекционного курса. Не вижу в использовании существующих пособий пользы для детей.

          Для того чтобы объяснить почему это так, и почему мной и руководством школы было принято столь радикальное решение перейду к «методической» части. Холокост здесь опять же окажется в центре внимания. Конечно, говоря о необходимости введения в учебный курс и внятной детям расшифровки этого понятия, можно было бы сослаться на факт европейского и мирового опыта в этой области. Не говорить о геноциде евреев, цыган, гомосексуалистов в гитлеровской Германии в рамках европейского образовательного пространства, куда мы как - бы стремимся – просто некорректно. Но не о правилах хорошего тона речь, а о шести миллионах невинно убиенных, из которых почти половина убита на нашей территории. Речь о Змиевской и Петрушиных балках под Ростовом и Таганрогом; о легендарном Бресте, где из двадцати пяти тысяч евреев выжило только девятнадцать человек. Конечно, в Белоруссии погиб каждый третий житель (кстати, каждый четвертый из этих жертв - еврей), но ведь тут - то соотношение немножко другое. Тут шансов выжить в сущности не было (даже, кстати, ценой предательства). Кроме того (и это главное) речь о том, что европейцы правы, делая Холокост смысловой осью преподавания истории ХХ века. Как сказал немецкий теолог Теодор Бультман: «Если в какой- либо из ваших идей после Освенцима ничего не изменилось – выбросите ее на помойку!»

Суть дела -то ведь очень проста и именно ее надо объяснить детям.  В последние несколько веков двигателями цивилизационного развития были две идеи: рационализм (и проистекающее из него научное познание мира) и гуманизм – вера в человека и его моральные ценности. Так вот, в военных и революционных катаклизмах первой половины ушедшего века эти идеи не просто разошлись между собой, а вступили в глубокий конфликт. Блестяще описанное и проанализированное Х. Ортегой-и-Гасетом восстание масс, движимое, собственно говоря, научным и техническим прогрессом, процессами индустриализации элиминировало человеческую личность. Человек стал восприниматься как часть группы: национальной в первую очередь. В ходе Первой мировой и гражданских войн, голодоморов, больших терроров, великих депрессий, широчайшего распространения диктаторских режимов  дикий разгул самых разных форм национализма и расизма, этнофобии и агрессии заменил моральные ценности «умершего Бога». Вместо «человека, который звучит гордо» меньше чем за полстолетия появился «враг, которого уничтожают». Рациональное и гуманное оказались по разные стороны баррикад, на самом деле куда более страшных, чем баррикады классовые. Мораль потеряла личностную основу и с легкостью обрела стадно - людоедскую. Собственно говоря, произошла самая опасная из девальваций – полная девальвация ценности человеческой жизни. И главным нервом, болевой осью этого процесса, его предельным выражением и оказался Холокост.

Величайшая ценность гуманистической этики – человеческая жизнь -- стала акцентированной, прямо и решительно выраженной антиценностью. Живой еврей – это безусловное зло. Его нельзя исправить. Еврея надо убить. Когда после войны, после всех процессов над военными преступниками, после нескольких новых вспышек расизма и ксенофобии в Европе и Америке главный конфликт эпохи был осознан, началась упорная борьба за его преодоление, за восстановление индивидуальной, человеческой, а не групповой и стадной морали. Упорная борьба за повсеместное распространение прав человека, общечеловеческих ценностей имеет своей целью и отправной точкой преодоление наследия Холокоста.

И нет тут никаких особых путей ни для страны, ни для школы. Покаяние и просвещение идут здесь рука об руку. Наши погромщики писали «Протоколы сионских мудрецов»; сталинские палачи не только депортировали советских немцев, но и расстреливали их по национальному признаку; наши сограждане были не только жертвами Холокоста, но и палачами своих соседей. И пока учебники истории стыдливо обо всем этом молчат, сидящие на соседней парте Ашот и Изя будут «погаными хачиками и жиденками». А как следствие – на рынках будут происходить безнаказанные погромы, а на дорогах появляться – заминированные плакаты: «Бей жидов!»  И давайте, наконец, поймем, что мы, коллеги, нашими «фигурами исторического умолчания» несем за это прямую ответственность. И не только перед Министерством образования.

 

                                                                Дмитрий Прокудин

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МОЛОДЕЖНАЯ СТРАНИЦА

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ В УНИВЕРСИТЕТАХ УКРАИНЫ.

 

Украинский центр изучения истории Холокоста начал осуществление своего нового молодежного проекта. Будущее украинской исторической науки – за теми, кто сегодня сидит за студенческими партами. Именно им необходим доступ к оригинальным подходам, новым интерпретациям, современным концепциям. Поэтому научный семинар-школу для студентов украинских университетов на тему «История Холокоста в Европе: проблемы толерантности и защиты прав человека», который происходило во Львове с 13 по 15 февраля 2004 г., собрал не только студентов, но и многих ведущих исследователей темы. Его организовал Украинский Центр изучения истории Холокоста (Киев) при поддержке посольства Королевства Нидерландов в Украине на базе Львовского Национального университета им. И. Франко при партнерстве Института иудаики (Киев), Центра научных работников и преподавателей иудаики в университетах «Сэфер» (Москва), российского Фонда «Холокост».

В семинаре приняли участие более тридцати студентов из 8 университетов Центральной и Западной Украины (Киев, Львов, Луцк, Винница, Ивано-Франковск, Днепропетровск, Черновцы, Житомир). Часть из них: Фаина Рябчикова (Волынский национальный университет), Ольга Пашинова (Днепропетровский национальный университет), Виталий Штефан, Екатерина Малахова (Национальный университет Киево-Могилянская академия), Елена Бабакова (Национальный государственный университет им. Т.Г. Шевченко) уже давно сотрудничают с Центром и являются авторами серьезных конкурсных исследований.

Основная концептуальная идея семинара: Холокост не рассматривается как страница лишь еврейской истории, ибо Холокост – не только еврейская трагедия. «Не бывает геноцида против кого-то, - писал российский мыслитель Михаил Гефтер. – Геноцид всегда против всех».

В силу такого подхода на семинаре обсуждались многие «острые» вопросы. Например,  украинско-еврейские взаимоотношения накануне и в период нацистской оккупации Украины. Методологии исследования этого вопроса была посвящена на семинаре лекция д-ра Ярослава Грицака (Львов). Об освещении его на примере отдельного региона – Волыни - рассказал д-р Максим Гон (Ровно). Непростой проблеме отношений религиозной части населения – раввинов и католического духовенства на Украине – посвятила свою лекцию д-ра Жанна Ковба (Киев).

Другой ракурс, без которого хотя бы первое приближение к теме также невозможно – вопрос о духовных предпосылках Холокоста в Европе – был рассмотрен в выступлении профессора Рашида Капланова (Москва). Тенденциям в идейно-политической жизни Европы за последние три столетия и месте евреев как уязвимого меньшинства в восприятии зарождавшихся националистических идеологий был посвящен вызвавший резонанс доклад Вячеслава Лихачева (Киев). Сравнительный подход – что было общим и отличным в судьбе евреев и судьбе ромов (цыган), которых воспринимают как еще одну целевую группу, которая подверглась нацистскому геноциду  – был реализован в лекции Михаила Тяглого (Симферополь). К этому выступлению тематически примыкало сообщение Артема Федорчука (Москва) о судьбе другой этнической группы – караимов, счастливо избежавших уничтожения, и обстоятельствах, благодаря которым караимы были выведены за круг жертв Холокоста. Аспекту, который до недавнего времени был практически незнаком отечественным историкам –  преломлению памяти о Холокосте в нашем современном обществе и осведомленности об этом студентов Украины – было посвящено новаторское исследование д-ра Елены Ивановой (Харьков).  Практическая сторона работы с темой не была оставлена без внимания благодаря занятиям д-ра Фаины Винокуровой (Винница), посвященным методике работы с архивными источниками, и Юлии Смилянской (Киев), предложившей студентам выполнить анализ антисемитских публикаций из оккупационной периодики. Заключало программу семинара выступление директора Украинского Центра изучения истории Холокоста д-ра Анатолия Подольского об основных тенденциях в зарубежной и отечественной историографии Холокоста и перспективах дальнейшего исследования.

Расписание семинара было интенсивным и не оставляло времени на что-либо, кроме Круглых столов, следовавших за каждой парой лекций. В рамках обсуждения, принимавшего зачастую весьма оживленный характер, заслушивались краткие доклады по тем или иным аспектам поднимавшейся темы. В дискуссиях, кроме студентов, активное участие принимали и лекторы.

О степени заинтересованности в тематике семинара и оценках его итогов говорят отзывы из заполненных участниками анкет: «Мне кажется, осмысление проблем Холокоста в Украине происходит только на академическом уровне и на уровне радикальном – отрицание или искажение фактов»; «Тема Холокоста до сих пор не изучена. Я надеюсь внести определенный, хотя бы небольшой вклад, для того чтобы изучить эту проблему».

В ходе семинара д-р Анатолий Подольский вручил Ольге Пашиновой и Фаине Рябчиковой почетные грамоты победителей 2 -го Международного конкурса работ о Холокосте (они заняли соответственно 2 и 3 место) и ценные подарки российского Фонда «Холокост».

 

Михаил Тяглый (Симферополь), Артур Фредекинд (Обервезель, Германия)

 

*                         *                                              *

Молодежный центр при Фонде «Холокост»

Продолжает работу Молодежный центр при Фонде «Холокост». По словам сопредседателя центра Дмитрия Дозорца, «в его работе была проведена существенная реорганизация. С уходом Маши Травинской – бессменного лидера молодежного движения Фонда – сменился и основной костяк активистов. На смену студентам Медицинского института (хотя связь с ними мы все равно поддерживаем и очень надеемся на продолжение сотрудничества) пришла молодежь из московских школ (еврейских - №1311 и «Мигдал Ор», средних общеобразовательных - №653, №49, №1400 и некоторых других). Также в работе Центра принимают активное участие студенты Историко-архивного института РГГУ, Государственной классической академии им. Маймонида, Московского педагогического колледжа №1, Государственного Педагогического Университета (Ленинского). Любопытно обратить внимание на уже сложившуюся закономерность: с каждым годом расширяется этнонациональный состав Молодежного центра. Это служит подтверждением слов А. Е. Гербер: «Холокост – еврейская трагедия, но не еврейская проблема, у Холокоста нет национальности».

Одной из основных задач Молодежного центра является подготовка образовательных программ для школьников и студентов, которая проводится при поддержке образовательного отдела Фонда. «Очень важно рассказывать про Холокост нашей молодежи, учитывая свой собственный опыт восприятия. Многие из нас узнали о Катастрофе только недавно и еще свежи воспоминания  об уроках, проведенных нашими учителями, и теперь мы можем поделиться собственными соображениями о том, как надо преподавать тему», - считает Замулина Марина, активистка центра из школы №653. Руководство надеется, что в скором времени  члены Молодежного центра будут сотрудничать с Фондом в области преподавания темы Холокоста, т.к. среди них есть преподаватели истории, обществознания и граждановедения.

Продолжается работа по поиску Праведников, в январе актив молодежного Центра встретился с Изабеллой Николаевной Дудиной – добрым другом Фонда, Праведницей Народов Мира, которая в годы Великой Отечественной Войны находилась в Курске. « Что бы ни писали в книгах и ни рассказывали о Холокосте преподаватели – все это не заменит свидетельств очевидцев.  В историю часто вкрадываются досадные ошибки и неточности, которые порой приводят к переосмыслению истории. Мы же хотим знать правду о Катастрофе, пусть горькую, но ПРАВДУ. И так уже слишком много замалчиваний! Я хочу сказать большое спасибо Изабелле Николаевне за то, что она смогла найти силы с нами встретиться. Поверьте, это совсем не просто переживать страшные минуты снова и снова!» - считает Смирнова Юлия.   

Проводится работа в области исследования истории еврейских общин. В этом году Центр сосредоточил свое внимание на изучении событий, происходивших во время ВОВ на территории Брянской области. Летом этого года планируется поездка в г. Брянск, в которой примут участие активисты центра.

Идет подготовка материалов для ежегодного конкурса «Холокост» – Память и Предупреждение» по разным направлениям: медицина, история, политология, культурология. В этом году победителем конкурса стал активист Центра Кирилл Шулежко (Медицинские опыты в лагере Освенцим).

Мы ждем Ваших предложений и приглашаем к участию в наших мероприятиях студентов и  школьников!

 Дмитрий Алексеев, Сопредседатель Молодежного центра

*                                                             *                                              *

Знать правду о Холокосте

«Война! Сколько боли, слёз и страдания принесла она нашим людям. Война -  это миллионы инвалидов, миллионы погибших, миллионы не родившихся. И всё это допустили мы,   люди».   Так начиналось наше вступление под общим названием   «Помним правду о войне». «Наше» -   значит учеников 9-10-х классов поисково-исследовательской группы СШ  5 г. Кобрина.

В этом учебном году мы стали посещать курс по выбору. Его ведёт  учительница Иванюк-Лозовская Галина Борисовна, которая и стала нам преподавать уроки Холокоста. Я и ещё несколько девочек из нашего класса хотели посещать этот курс ещё в прошлом году. Мы уже тогда знали, что над изучением вопросов Холокоста работают девочки - старшеклассницы.

Когда стало известно, что в связи с 60-летием со дня освобождения Беларуси от фашистских захватчиков можно провести в школе какое-либо мероприятие на эту тему, то сразу решили выбрать тему Холокоста. Мы представили наши выступления в виде журнала, каждая страничка которого представляла бы какую-то тему.

После короткого эмоционального вступления о войне в целом следовала первая страничка. Она рассказывала о политике фашистской Германии, о приходе к власти нацистов, о первых мероприятиях против евреев на территории Германии и затем уже о мероприятиях на оккупированной территории Западной Европы и СССР.  Эту страничку мы назвали    «История Холокоста». Подготовили её по книге И. Альтмана  «Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР  и  пакету-комплекту документов «История Холокоста. 1933-1945гг.». Кроме того, мы оформили на доске документально-иллюстрационный материал из плакатов о Катастрофе европейского еврейства  из пособия  «Имя Вам и память», а также рисунков  «Катастрофа евреев глазами детей».

.Последующие три страницы были заполнены рассказами об отдельных судьбах. Сначала мы рассказали о Романе Левине по его  автобиографической книге «Мальчик из гетто», затем о Симоне Визентале и его повести  «Подсолнух»  и, наконец, о Джеке Кагане по его воспоминаниям   «Как мы пережили Холокост с еврейским отрядом в Беларуси». Для большей яркости и эмоциональности была использована созданная нами передвижная библиотека с документально-информационной и художественной литературой по Холокосту.

После этого мы рассказали о Катастрофе на Кобринщине. Эта страничка особенно понравилась и учителям и школьникам, так как она поведала о тех событиях, которые произошли там, где они родились, где знали каждую улицу и каждый сквер, а иногда даже знали и памятники, но вот, к сожалению, не знали, чьи трагические судьбы они зафиксировали в памяти живущих ныне поколений.

            В последней страничке журнала мы рассказали о людях, которые, рискуя жизнью, спасали евреев. Познакомили присутствующих с огромной работой Института Яд - Вашем по поиску таких людей; о присвоении им звания Праведников Народов Мира; о наших земляках, получивших это почетное звание. Для этого мы  использовали накопленный ранее в кабинете истории материал поисково-исследовательской работы  «Холокост на Кобринщине». .
            Мы ставили цель донести нашим сверстникам правду о войне, чтобы зная и помня об этом, они не допустили повторения ужасов содеянного фашистами. Чтобы, как сказал историк и философ Иегуда Бауэр, «ни мы, ни наши дети никогда не стали палачами, никогда не стали жертвами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».

Юлия Левкович, ученица 10 класса СШ №5, г. Кобрин (Беларусь)
*                                                          *                                                          *                                  *

ГИЛЕЛЬ И ХОЛОКОСТ

5 февраля в «Лесном городке» под Москвой состоялся Круглый стол, на котором с Ильей Альтманом беседовали свыше 25 участников очередной международной встречи, проводимой известной студенческой организацией «Гилель». Участники дискуссии - студенты из России, Беларуси, Азербайджана, Украины, США - особенно интересовались темой еврейского Сопротивления. Многие вопросы звучали примерно так же, как и почти 60 лет назад, когда первые уцелевшие узники гетто прибыли после войны в Палестину: «Почему же они не сопротивлялись?». Одна из студенток горячо доказывала, что возможность для физического сопротивления была у каждого. Юноши были менее категоричны: такую возможность они считали необходимой только накануне казни, ибо отдельные акты террора неминуемо бы вызвали массовые карательные акции оккупантов. Примечательно, что почти все участники дискуссии оперировали сведения из художественных фильмов. Лишь иногда - и очень смутно - вспоминали семейные рассказы, судьбы близких. Более подготовленными выглядели украинские студенты. Примечательно, что большинство студентов из России, которых заинтересовала тема,  были из Сибири и Дальнего Востока.

Илья Альтман попытался кратко соотнести мысли участников дискуссии с реальной ситуацией периода Холокоста. Он призвал читать документы и свидетельства очевидцев, ибо для ответа на вопрос «Почему» необходимо знать «Как» развивались событиям в том или ином населенном пункте, было ли там гетто, были ли у узников связи с партизанами и подпольщиками.

Дискуссия касалась и вопросов сохранения исторической памяти, сооружения памятников жертвам, бережного отношения к личным архивам, участия в конкурсах по теме. Несомненно, что просветительская работа со студентами должна  вестись систематически.

*                                       *                                     *

                             Молодежный семинар под С.- Петербургом

12 -14 февраля  на берегу Кронштадского залива под Петербургом прошел семинар для студентов питерских и московских вузов «Шорашим». Его организовал Петербургский филиал Еврейского Агентства в России. Цикл лекций по Холокосту , которые вызвали многочисленные вопросы участников семинара, прочел Илья Альтман. В ходе завязавшейся дискуссии особенно остро встал вопрос, почему значительная часть еврейской научной молодежи, студенты гуманитарных вузов не воспринимают эту тему в качестве объекта научных исследований. Высказывались мнения о личной сопричастности, «болевом пороге» и других аналогичных факторах. В то же время, многие студенты делились своими впечатлениями о фильмах «Пианист» , «Фанатик», «Дети из Бездны». Выяснилось, что далеко не все знают, что Яд Вашем собирает сведения о жертвах Катастрофы, что имена погибших воинов-евреев опубликованы в 7 томах «Книги памяти». Много вопросов касались конкретных исторических фактов и событий. А одна из участниц семинара передала его организаторам свое стихотворение, написанное под впечатлением о прослушанных лекциях.

                                                               МАЙДАНЕК

Здесь тишина горька, как состраданье,

Не слышно птиц в янтарной тишине.

Кругом поля - тяжелое молчанье

Безумной болью прорастет во мне.

Но я не верю в эти очертанья,

В траву и небо, в солнце и дома.

 Я слышу все - от вздохов до стенанья,

От этих мук боясь сойти с ума.

И почему так буднично и просто живет народ за стнами тюрьмы?

Не верят пусть в реальность Холокоста,

Но души их навек обожжены!…

                                                               Татьяна Никитина (С.- Петербург)

=================================================================================

 Тираж 999 экз.

Редактор – Илья Альтман

Выпуск подготовлен при участии Игоря Густаса

Адрес редакции:

113035 , Москва,

ул. Садовническая, д.52/45

тел/факс (095)951-5876

E-mail: holofond@mtu - net.ru

 www. holofond.ru

Издается при поддержке Claimes Conference (США)

 

Предлагаем материалы по теме Холокоста (Катастрофа, Шоа), имеющиеся на нашем сайте:
 

  • Анатолий Кардаш (Аб Мише)  «ХОЛОКОСТ»  УБИЙСТВО ЕВРЕЕВ В 1933 - 1945 гг.
     

  • Тамара Ростовская "Тетрадь из сожженного гетто" (Каунасское гетто глазами подростков)
     
  • Научно-информационный бюллетень "ХОЛОКОСТ" №1 (25) Февраль, 2004 г.
     

  • Елена Макарова и компания "Крепость над бездной" Дневники узников концлагеря "Терезин"

  •   Вверх

    <<На главную сайта Дом Корчака в Иерусалиме  

    Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня HotLog