Конференция в кнессете "Гиюр в Израиле: религия, политика и общество"
фоторепортаж

25 марта 2008 г.  в израильском Кнессете состоялась конференция на тему «Гиюр в Израиле: религия, политика и общество», за которой последовало множество разнородных откликов и комментариев.

Ниже интервью с одним из организаторов конференции Моше Кенигштейном, взятое здесь,  и фотографии, сделанные мною по её ходу. Имеется также аудиофайл всей конференции.

Буду рад любым впечатлениям, замечаниям, подписям под фотографиями, которые можно прислать прямо через эту почтовую форму (все поля обязательны):

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Ваше сообщение:
 


Нажав "Отправить сейчас!" вы тут же получите уведомление от робота с копией Вашего послания в нечитаемом виде. Пусть это Вас не смущает, робот просто не умеет читать по-русски, но пересылает всё правильно.

 Свои фотографии шлите на адрес: mich.polsky@gmail.com

Михаил Польский

Опубликовано 07.04.2008

На вопросы корреспондента «Еврейской газеты» (Берлин) Григория Немировского
отвечает один из организаторов конференции, социолог Моше Кенигштейн.


Почему гиюр – религиозная процедура обращения в иудаизм – стал темой обсуждения участников конференции, среди которых, как можно предположить, большинство – люди светские?

В начале февраля текущего года правительство Израиля приняло рекомендации межминистерской комиссии, предложившей резко увеличить масштабы обращения в иудаизм репатриантов-неевреев с помощью процедуры гиюра. Организация «массового гиюра» определена как программа национального масштаба, для реализации которой создается государственное «управление по гиюру» (!) и из госбюджета выделяются десятки миллионов шекелей. Естественно, русскоязычная община Израиля, которой эта программа в основном предназначена, должна была определить и выразить свое отношение к рекомендациям комиссии и программе правительства. >>>


1. Во время конференции

Напомню читателям газеты, что в Израиле религиозный истеблишмент, представляющий одно из направлений иудаизма (ортодоксальное), активно влияет на общество и внутреннюю политику государства, определяя «правила игры» в решении вопросов личного статуса граждан (определение этнической и конфессиональной принадлежности, браки, погребения и др.). Эти вопросы резко обострились в связи с массовой репатриацией 90-х годов, так как более 60% репатриантов из СССР/СНГ представляют этнически смешанные семьи. При этом более 300 тысяч репатриантов считаются неевреями, включая потомков евреев по мужской линии, большинство которых до репатриации не сомневалось в своей еврейской принадлежности.>>>


2. Во время конференции

Вы хотите сказать, что пришло время изменить «правила игры» в пользу светских граждан Израиля?

Да, не вызывает сомнений необходимость изменения так называемого «статус-кво» между государством и религией - в интересах и светских, и религиозных граждан Израиля, для сохранения единства и целостности еврейского народа, в Израиле и диаспоре.
Напомню, что в еврейской истории гиюр никогда не был только религиозной проблемой. Отношение к неевреям, содержание процедур гиюра и требования к прозелитам во все времена, начиная с библейских, зависели не только от религиозных, но и других, социокультурных и политических факторов, от структуры еврейского общества и его окружения. Отношение к гиюру изменялось вместе с трансформацией и «модернизацией» иудаизма, в котором и сейчас продолжаются нескончаемые внутренние «религиозные войны».
Так что отношение к гиюру – это не только внутренняя проблема иудаизма, но и часть более общей проблемы отношений между религией и обществом, между религией и государством. >>>


3. Во время конференции

Кто принимал участие в конференции?

Конференция была организована «Форумом гражданских инициатив» русскоязычной общины Израиля и организацией «Иерусалимский саммит». В дискуссии участвовали представители различных общественных, политических и религиозных позиций: русскоязычные депутаты Кнессета от разных партий, руководители общественных организаций, представители ортодоксального, сионистского и реформистского иудаизма, ученые и журналисты. Проведение конференции в Кнессете символизирует ее представительность и высокую общественную значимость темы обсуждения. >>>

Выступает Юлий Эдельштейн
4. Выступает Юлий Эдельштейн

Какие мнения и позиции были представлены в дискуссии?

С самого начала организаторы конференции предложили участникам сконцентрироваться на конструктивных предложениях, которые могли бы стать основой общественного консенсуса и Обращения к правительству от русскоязычной общины, по крайней мере, от ее большинства. Я бы выделил не различные мнения – их было довольно много, от весьма радикальных до конструктивных и прагматических - а основные вопросы, которые обсуждались: отношения государства и религии, Закон о возвращении, национальная и религиозная принадлежность к еврейству, проблемы дискриминации и гражданские права, еврейское образование. У меня нет сомнений, что, несмотря на очень разные мнения и предложения, можно определить основные положения консенсуса.>>>

Леонид Летинецкий и Ася Энтова
5. Леонид Летинецкий и Ася Энтова

Имеется в виду консенсус в русскоязычной общине или только среди участников конференции?

Это взаимосвязано. Кстати, незадолго до проведения конференции портал Zahav.ru
провел два опроса по проблемам еврейской принадлежности русскоязычных репатриантов (http://polls.zahav.ru/?date=prev). Большинство (77%) из 3700 ответивших придерживается мнения, что государство Израиль должно признать евреями потомков евреев по мужской линии, определяющих себя евреями. Мне кажется, что это соответствует сути Закона о возвращении, считающего репатриантами всех, кто подпадает под его действие! >>>

Иосиф Шагал
6.  Иосиф Шагал

7

Более 60% участников опроса считают, что необходимо разделить регистрацию национальной и религиозной принадлежности граждан Израиля и лишь 27% - против этого. Только один из трех ответивших положительно относится к гиюру и почти каждый второй (45%) - считает, что государство не должно вмешиваться в религиозные вопросы. Лишь 4% ответивших считают, что главным мотивом, побуждающим репатриантов проходить гиюр, является желание «жить по законам иудаизма».>>>


8

Абсолютное большинство репатриантов (более 80%) придерживается мнения, что основной мотив потенциальных геров – желание интегрироваться в обществе и решить личные проблемы (вступление в брак и т.п.). Кстати, по данным опроса, проведенного упомянутой межминистерской комиссией, 80% противников гиюра сообщили, что он лишает их свободы выбора образа жизни, а 69% - что не готовы к глубоким личностным изменениям, которые влечет обращение в иудаизм. Иначе говоря, большинство репатриантов стремится к социальной и духовной интеграции в Израиле, не отказываясь при этом от основных составляющих этнокультурной принадлежности и образа жизни.>>>

Марина Солодкина и Дмитрий Радышевский
9. Марина Солодкина и Дмитрий Радышевский

В этом контексте не вызывает сомнений, что государственная программа «массового гиюра» по меньшей мере не продумана, не реальна и противоречит интересам большинства русскоязычных репатриантов – евреев и неевреев. Какими бы легитимными и благими не выглядели намерения авторов этой программы, она представляется не только политической утопией и бессмысленной тратой больших денег, но наносит огромный ущерб репутации государства и еврейской религии. И без того отношение многих репатриантов к иудаизму – прежде всего к ультраортодоксальному диктату – оставляет желать лучшего, и вмешательство ретивых государственных чиновников от религии только ухудшает ситуацию. >>>

Иосиф Шагал, Марина Солодкина и Дмитрий Радышевский
10. Иосиф Шагал, Марина Солодкина и Дмитрий Радышевский

С негативом – понятно, а в чем позитив, что Вы предлагаете?

В настоящее время рабочая группа занимается подготовкой Обращения к правительству, поэтому я могу сказать только о тех положениях, которые, я надеюсь, в него войдут.
Во-первых, это требование полного гражданского равноправия для всех репатриантов, независимо от национальной и религиозной принадлежности – как это записано в Декларации независимости Израиля. Помимо принятия закона о гражданских браках, необходимо провести «зачистку» законодательства, а также подзаконных положений и инструкций, дискриминирующих репатриантов.


11
Дмитрий Радышевский
12. Дмитрий Радышевский

Во-вторых, для репатриантов – потомков евреев по мужской линии, считающих себя евреями, должна быть предусмотрена процедура собеседования в министерстве внутренних дел или в раввинатском суде по месту жительства репатриантов. Этого вполне достаточно для признания еврейской принадлежности.>>>


13
 Григорий Котляр
14. Григорий Котляр

В-третьих, из лексикона политических деятелей и СМИ следует исключить утверждения о том, что репатрианты-неевреи якобы представляют угрозу для еврейского государства. За подобными заявлениями должно неотвратимо следовать не только моральное осуждение, но и жесткая административная или даже уголовная ответственность. В-четвертых, государство должно предоставлять религиозные услуги, но оно не должно навязывать их гражданам. Следует сменить ориентацию: не увеличивать любой ценой число репатриантов-прозелитов («массовый гиюр»), а предоставлять помощь всем репатриантам, желающим пройти гиюр. >>>

Авигдор Либерман
15. Авигдор Либерман

Если политическое руководство всерьез озабочено сохранением еврейского характера государства, то более важная задача государства - организация системы доступного еврейского образования для взрослых репатриантов, евреев и неевреев, образования, которое в Израиле фактически провалено. Государство обязано помочь гражданам усвоить историю, культуру и традиции еврейского народа, по-настоящему приобщиться к ним. Тогда репатрианты сами решат, нужен им гиюр или нет.

Зеэв Элькин
16. Зеэв Элькин
Ирина Дашевская
17. Ирина Дашевская

Означает ли это, что Обращение к правительству, подготовленное «Форумом гражданских инициатив», будет альтернативой рекомендациям межминистерской комиссии по гиюру, принятым правительством?

Да, надеюсь, что это будет именно так.

Источник интервью
Опубликовано здесь 07.04.2008


18

19
Иосиф Бегун
20. Иосиф Бегун
Анатолий Герасимов
21. Анатолий Герасимов

22. Дмитрий Якиревич

23
Ася Энтова
24. Ася Энтова

25

26

27. Во время конференции

Комментировать

ОБСУЖДЕНИЕ

 Елена Римон
on Tuesday, April 8, 2008 at 11:57:29
---------------------------------------------------------------------------

Непонятно, к кому обращаются участники конференции. Правительство Израиля не уполномочено принимать галахические решения. Более того, сейчас вообще нет инстанции, которая могла бы такие решения принимать, поскольку нет поским, мнение которых было бы принято всеми или хотя бы большинством. Что же до того, что образование провалено - это странное утверждение, все кто хочет - могут учиться, вот и представители "Маханаим" были на конференции. Неужели выучить немножко галахот и истории - это такое тяжкое испытание?

Добавлено 09.04.2008, 15:39


Ответить

До новых встреч!

На главную сайта

Студия "Корчак"

Рейтинг@Mail.ru rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня